Григорьевский десант – успешная военная операция на Черном море
Григорьевская десантная операция Черноморского флота стала первым крупным морским десантом в начальный период войны.
Причиной проведения операции стали успехи румынских войск в конце августа. После ожесточенных они потеснили части Одесского оборонительного района в восточном секторе. Город и порт оказались в зоне огня вражеской артиллерии. Борьба с батареями противника при помощи авиации, огня корабельной и полевой артиллерии оказалась малоэффективной.
По плану на сухопутном фронте наносили удар 157-я и 421-я стрелковые дивизии. Главный удар наносил стрелковый полк 421-й дивизии (бывший 1-й полк морской пехоты ЧФ) под командованием полковника Я. И. Осипова.
С моря, в тыл румынским пехотным дивизиям должен был высадиться сформированный в Севастополе 3-й Черноморский полк морской пехоты. Командиром его был назначен капитан Кузьма Мефодьевич Корень. Полк включал три батальона морской пехоты общей численностью 1920 человек (по другим данным – 1815) – главным образом краснофлотцев-запасников и добровольцев из состава экипажей кораблей и частей главной базы; минометную батарею.
Для проведения морской части десанта командование Черноморского флота из-за полного на тот момент отсутствия специализированных судов или подходящих транспортов вынуждено привлечь боевые корабли. Это, в частности, крейсеры «Красный Крым», «Красный Кавказ», эскадренные миноносцы «Бойкий», «Безупречный» и «Фрунзе». В качестве высадочных средств планировалось использовать канонерскую лодку «Красная Грузия», 24 катера и 10 самоходных баркасов. Все – из состава Одесской военно-морской базы.
Перед высадкой десантов предварительно нанесен удар авиации и корабельной артиллерии.
Сложности начались ночью 22 сентября. Крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ» с морскими пехотинцами в сопровождении двух эсминцев вышли на траверз Григорьевки, к точке рандеву с отрядами высадочных средств и огневой поддержки. Однако к ним никто не присоединился. Дело в том, что командующий операцией контр-адмирал Л. А. Владимирский вышел из Севастополя на эсминце «Фрунзе», который атаковали немецкие пикирующие бомбардировщики. Корабль получил серьезные повреждения, его выбросило на мель. Погибла часть экипажа, в том числе замначальника штаба Одесского оборонительного района капитан 1-го ранга С. И. Иванов, Владимирский ранен.
Руководителем операцией назначен командир отряда крейсеров и эсминцев – капитан 1-го ранга С. Г. Горшков, в будущем знаменитый главком. Он получил звание контр-адмирала после завершения десанта.
После интенсивной артподготовки, в 1 час 30 минут началась высадка первой волны десанта – роты под командованием младшего лейтенанта Чарупы из 3-го батальона Третьего полка.
На тех участках высадки, где баркасы не могли подойти к береговой черте, матросы прыгали в воду и буксировали их вручную. Они шли к берегу по грудь в холодной осенней воде; в вещмешках вместо положенного трехдневного запаса продовольствия были двойные нормы патронов и гранат.
Практически одновременно в районе деревни Шицли высажен воздушный десант в составе 23 парашютистов из флотского отряда специального назначения, который после нескольких часов боя соединился с морским десантом.
К 4 часам утра все десантники высадились на берег. Вскоре моряки захватили позиции тяжелых артиллерийских батарей, которые до этого вели огонь по порту и городу.
После этого 3-й полк морской пехоты продолжил наступление навстречу частям 421-й и 157-й дивизий, наступавшим на соединение с десантом со стороны Одессы.
Румынские войска, не выдержав комбинированного удара с моря и с суши, начали беспорядочно отступать в северном направлении.
К вечеру 23 сентября 3-й полк морской пехоты выполнил боевую задачу, выйдя на рубеж: село Чабанка – высота 57.3 – села Старая и Новая Дофиновка.
В результате десантной операции были полностью разгромлены 13-я и 15-я румынские пехотные дивизии. Противник потерял свыше 2 тысяч человек только убитыми и пленными. Не менее трех дивизий отведено в Румынию на пополнение, в то время как большая часть советских войск, вовлеченных в операцию, продолжала оставаться боеспособной. Это сыграло роль и на других участках оборонительного рубежа Одессы – более двух суток румыны не предпринимали никаких действий в отношении города с юга и запада. Более того, силы, готовящиеся для штурма города, срочно перебрасывались на восток – командование противника опасалось развития наступления на Николаев.
Морскими пехотинцами и стрелковыми дивизиями Одесского оборонительного района в ходе боев захвачено в качестве трофеев 6 танков и танкеток, 39 орудий (в том числе четыре дальнобойные крупнокалиберные 155-мм), 15 (по другим данным – 30) минометов; тысячи мин и ручных гранат, 127 ручных и станковых пулеметов, более тысячи винтовок и автоматов, а также много другого имущества, включая автомобили и мотоциклы.
Именно эти крупнкалиберные пушки провезли по улицам Одессы с надписью «Она стреляла по Одессе. Больше стрелять не будет!».
Линия фронта отодвинута от Одессы на 5–8 километров. Румыны потеряли возможность вести артиллерийский огонь по городу и порту. Это вскоре очень пригодилось защитникам города, когда в октябре они получили внезапный приказ оставить Одессу и начать эвакуацию в порты Крыма, прежде всего в Севастополь.
В память об этих героических событиях в районе высадки Григорьевского десанта в 1969 году был поставлен памятник. В последние годы он практически не ремонтировался, окружающую территорию использовали для пикников. В 2018 году памятник отремонтировали на средства морского порта «Южный» и Припортового завода.