НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Потомственный одессит стоял у истоков создания жидкостных ракетных двигателей

Потомственный одессит стоял у истоков создания жидкостных ракетных двигателей

Читати grad.ua у  

Имя Доминика Севрука почти не упоминается в печати и малоизвестно даже в профессиональных кругах. А ведь именно он стоял у истоков создания жидкостных ракетных двигателей, его вклад в становление отечественной космонавтики очень весом.

В детстве ему пришлось немало скитаться – семья часто меняла место жительства, так как отец занимался революционной деятельностью.

В 1932 году Доминик Севрук закончил Московский электромашиностроительный институт. По окончании был принят в Центральный институт авиационного моторостроения. Его назначили начальником электрофизической лаборатории.

Но творческая работа в 1938 году была прервана арестом. Срок он отбывал в лагере на Колыме. Даже там Доминик Доминикович придумал, как на четверть сократить расход топлива на грузовиках, он ввел отопление кабин водителей.

По распоряжению руководства НКВД он был доставлен в казанскую спецтюрьму, так называемую «шарагу». Севрук стал работать в КБ, в группе Глушко, занимался разработкой ЖРД.



Севрук обладал огромными и разносторонними способностями. Он был хорошим химиком, знающим механиком, отличным электриком, высококвалифицированным теплотехником и физиком, блестящим экспериментатором. По мнению коллег, Доминик Доминикович как никто другой умел анализировать результаты испытаний и на их основе принимать решения.

Именно Севруку мы обязаны созданием первого самолетного жидкостного двигателя РД-1ХЗ, принятого в серийное производство. В июле 1944 года освободили часть сотрудников «шараги», а в 1945 даже наградили — орден Трудового Красного Знамени получили двое: В. Глушко и Д. Севрук.

18 августа 1946 года на авиационном празднике в Тушине состоялся демонстрационный полет самолета 120Р конструкции С. Лавочкина с включением ЖРД РД-1ХЗ. Тысячи зрителей были свидетелями впечатляющего зрелища.


В конце 1952 года Севрука назначили главным конструктором двигателей ОКБ-3 в составе НИИ-88, где главным конструктором ОКБ-1 был С. П. Королев. Под его руководством были созданы принципиально новые изделия — высокофорсированные ЖРД, пороховые аккумуляторы давления для вытеснительных систем подачи топлива ЖРД, внедрен в производство новый самолетный ускоритель с ЖРД, который мог включаться на любых высотах.


Севрук начал проектирование двигателя для ракеты 3Р7 тактического комплекса 2К5 "Коршун".  Серийное производство комплекса начато в 1957. Машины комплекса неоднократно участвовали в Парадах на Красной площади в Москве.

С 1959 года Севрук, став директором Института двигателей АН СССР, начал  продуктивное сотрудничество с Московским авиационным институтом. Он содействовал организации там кафедры «Теория электроракетных двигателей и энергетических установок». Так же продолжал работу над ионными и плазменными двигателями для дальних пилотируемых космических полетов на кораблях, проектируемых в ОКБ Королева.


С 1972 по 1988 год доктор технических наук, профессор Д. Севрук заведовал кафедрой МАИ «Энергетические и энергофизические установки космических аппаратов».

Уйдя с руководства кафедрой, Доминик Доминикович продолжил работу в институте.

До самых последних дней жизни он был привычно бодр, энергичен и полон интересных замыслов. Скончался Доминик Доминикович Севрук 14 сентября 1994 года.
 



Схожі новини

Коментарі

СМИ Украины: