НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Непостижимый Фейнберг
Непостижимый Фейнберг
Самуил Евгеньевич Фейнберг родился в семье Евгения Ильича Фейнберга, выпускника юридического факультета Новороссийского университета, и Анны Акимовны Рабинович. Это была творческая семья: брат Самуила художник Леонид Евгеньевич Фейнберг, племянники — поэт и переводчик Сергей Северцев и детская писательница и сценарист Софья Прокофьева.
В 1894 году семья переехала в Москву. Первым педагогом Самуила стала Софья Абрамовна Гуревич, учительница его сестры Беллы (Берты, в замужестве Майгур), также известной пианистки.
Масштабным художником Фейнберг заявил себя уже при окончании Московской консерватории, в 1911 году. Ученик А. Б. Гольденвейзера предложил экзаменационной комиссии, помимо основной программы (Прелюдия, хорал и фуга Франка, Третий концерт Рахманинова), все 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха.
Обладатель феноменальной памяти. Его пианистическая концепция, трактовка произведений не укладывались ни в какие рамки и каноны; он по-своему слышал музыку – каждую фразу.
Концертная и преподавательская деятельность артиста продолжалась более сорока лет.
Музыкант широчайшего кругозора и огромной культуры, Фейнберг заметное внимание уделял композиции. Да и сам он считал себя в первую очередь композитором. Среди его сочинений три концерта и двенадцать сонат для фортепиано, вокальные миниатюры на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока. Значительную художественную ценность представляют фейнберговские транскрипции, в первую очередь, произведений Баха, которые входят в репертуар многих пианистов. Его Шестую сонату выбрала Международная ассоциация современной музыки (ISCM) для фестиваля в Венеции.
Фейнберг исполнял также произведения Баха и Бетховена (в частности, 32 фортепианные сонаты Бетховена); произведения современных композиторов - все фортепианные сочинения Скрябина, многое из работ Прокофьева и Мясковского.
Книги Фейнберга «Мастерство пианиста» и «Пианизм как искусство» входят в обязательные списки по методике и истории фортепианного искусство.
Однажды пианист заметил:
Я думаю, что настоящего артиста прежде всего характеризует особый коэффициент преломления, на который он способен, создавая звуковой образ.