В центре внимания 20.05.2014
Игорь Розов о том, как труден путь страны в Евросоюз.
Евросоюз включил «зеленый» свет на свободную поставку украинских товаров на свой рынок. Ситуация для отечественных товаропроизводителей внешне весьма приятная. Фактическое состояние войны с Россией тяжело ударило по нашему экспорту. Всего лишь несколько цифр, подтверждающих это заключение. Так, по данным Госстата в первом квартале 2014 года экспорт в Россию сократился на 24,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, импорт — на 26 процентов. Мне возразят: зато доля ЕС в структуре экспорта выросла до 34,8 процента с 28,8 процента в прошлом году. Выросла. Спорить не стану. Даже радуюсь тому факту, что 15-ого мая Евросоюз открыл границы для украинских товаров и услуг — 98 процентов пошлин будут отменены до 1-ого ноября, с момента подписания экономической части Договора с ЕС. Но, вот, мнение ведущих украинских экспертов, к которым стоит прислушаться нашим отечественным промышленникам. Игорь Гресь, вице-президент Украинского национального комитета международной торговой палаты убежден, что отмена пошлин на полгода не поможет украинскому производителю завоевать европейский рынок. "Это не поможет тем товаропроизводителям, которые планируют выйти на рынок, скорее это даст возможность расширить свое присутствие тем, у кого уже есть опыт, кто уже работал с ЕС". Проблема, по его словам, в конкурентоспособности украинских товаров — они не дотягивают до европейского уровня. Для того, чтобы ситуацию изменить, нужно модернизировать производство, а сделать это без привлечения инвестиций практически невозможно. С ни соглашаются его коллеги. "Это обширный рынок с большими возможностями, но там есть свои условия и украинская продукция должна им соответствовать", — поясняет Виктор Яновский, вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины. В то же время он отметил, что в Украине есть примеры успешного сотрудничества, на которые можно ориентироваться — ежегодно Украина поставляет около 6 миллионов пар обуви на европейский рынок, и этот товар востребован. Яновский считает, что основной задачей торговой палаты в этот период является разъяснительная работа. Бизнесу нужно рассказывать о рисках и возможностях, которые даст подписание договора о зоне свободной торговли. Кроме того, нужно научиться, самим проводить сертификацию товаров, которые идут на экспорт по европейским нормам. Приведу еще одну точку зрения. Настоящая проблема между государством и бизнесом заключается в том, что экспортеры вынуждены были заплатить в среднем 30-40 процентов от суммы НДС, чтобы получить его возмещение. В таких условиях они просто не заинтересованы работать на внешние рынки. "О том, как поддержать экспортеров и как поддержать МСБ говорят со времен Кучмы, но до реальных действий никогда не доходило, так как все слишком были заняты распилом бюджета", — считает Андрей Чесноков, завотделом внешнеэкономической деятельности при Администрации Президента. А для того, чтобы что-то изменилось, нужно полностью менять принцип взаимодействия исполнительной власти и бизнеса. Говоря о «векторе» торговых отношений с Россией, разброс мнений «зашкаливает». От неприятия всяческих контактов с РФ до приведения в пример опыта ближайших соседей. Упомянутый выше Игорь Гресь убежден: "со стороны правительства делать громкие заявления о выходе Украины из СНГ — это дразнить гусей. Мы все равно не денонсируем существующие торговые соглашения и не изменим пошлины. Это останется в силе". Он указал, в частности, на опыт Грузии, которая хоть и разорвала дипломатические отношения с Россией, и даже вышла из СНГ, все же сохранила торговые связи. Словом, изложенная выше дискуссия, которая ведется экспертным сообществом страны лишний раз убеждает, что политикам стоит прислушиваться к мнению бизнес-сообщества, а не строить свое поведение, исходя из политических симпатий и антипатий. В конце концов, чиновники обязаны принимать решения, которые должны дать людям постоянную работу, хорошую зарплату и уверенность в завтрашнем дне. Иначе, зачем нужны такие политики?!