ГРАД » Видеорепортажи и авторские программы » Архивная Одиссея » История судоремонтных заводов Одессы
История судоремонтных заводов Одессы
Море и корабли Владимир любил с детства. Мечта осуществилась – он стал моряком. Но с возрастом у штурмана дальнего плавания Лемоноса усилился интерес не только к судам. Владимира Павловича привлекала история судоходства, судостроения и судоремонта, особенно дореволюционная, когда не было современной техники, и прогрессивных технологий.
Тем не менее, отечественные корабли не просто бороздили моря и океаны, они участвовали в сражениях, и очень часто побеждали. А восстанавливали их мастера – умельцы иногда по немногим уцелевшим частям. Находя в литературе упоминание о таких фактах, Владимир сделал выводы, что эта страничка истории изучена не полностью. И однажды после очередного рейса штурман пришел в государственный архив Одесской области. С тех пор каждый свой отпуск Лемонос проводит в архиве.
Владимир Лемонос, штурман дальнего плавания:
Я заметил, что по истории судостроения, судоремонта практически нет ни полных каких – то исторических трудов, ни справочных книг, где можно было быстро и чётко определить какие суда были построены, что здесь вообще происходило на заводах. Выходили в советский период небольшие издания, но там дореволюционный период очень кратко излагался, меньшей, меньшей частью они касались производственной деятельности. Фактически эта деятельность было сконцентрирована вокруг двух заводов адмиралтейства «РОПиТ» и «Беллино-Фендерих».
«Беллино-Фендерих» больше занималась судостроением, хотя у них тоже были судоподъемные средства и они могли заниматься ремонтом, если не было загрузки по судостроению. Адмиралтейство «РОПиТ» изначально ориентировало свои мощности на судоремонт. Из этих соображений они заказали плавучий док, собственно, это было их основное судоподъемное средство. Чуть ранее они получили от Одесского порта участок, на котором выстроили поперечный эллинг рядом с эллингом «Беллино-Фендерих».
Они соседствовали. Здесь вот на гравюре отчасти будет видно. Адмиралтейство «РОПиТ» для своего времени было достаточно передовым, по отзывам специалистов того времени, цеха были добротно выстроены, также действовали станки от электросилы, соответственно на территории завода была своя собственная большая электростанция, которая обеспечивала нужды завода. Сам док плавучий для того времени считался самым крупным на Чёрном море. Он был построен в Германии.
Фактически он обеспечивал токование судов «РОПиТ» и всех, кто имел какие –то поломки. Заводы фактически сохранились и до нашего времени. Конечно, видоизменились Сейчас вот правопреемником адмиралтейства «РОПиТ» считается судоверфь «Украина», входящая в состав Одесского морского порта. Они располагают до сих пор двумя плавучими доками и цехами, где могут выполнить небольшие для этого времени работы.
«Беллино-Фендерих» больше занималась судостроением, хотя у них тоже были судоподъемные средства и они могли заниматься ремонтом, если не было загрузки по судостроению. Адмиралтейство «РОПиТ» изначально ориентировало свои мощности на судоремонт. Из этих соображений они заказали плавучий док, собственно, это было их основное судоподъемное средство. Чуть ранее они получили от Одесского порта участок, на котором выстроили поперечный эллинг рядом с эллингом «Беллино-Фендерих».
Они соседствовали. Здесь вот на гравюре отчасти будет видно. Адмиралтейство «РОПиТ» для своего времени было достаточно передовым, по отзывам специалистов того времени, цеха были добротно выстроены, также действовали станки от электросилы, соответственно на территории завода была своя собственная большая электростанция, которая обеспечивала нужды завода. Сам док плавучий для того времени считался самым крупным на Чёрном море. Он был построен в Германии.
Фактически он обеспечивал токование судов «РОПиТ» и всех, кто имел какие –то поломки. Заводы фактически сохранились и до нашего времени. Конечно, видоизменились Сейчас вот правопреемником адмиралтейства «РОПиТ» считается судоверфь «Украина», входящая в состав Одесского морского порта. Они располагают до сих пор двумя плавучими доками и цехами, где могут выполнить небольшие для этого времени работы.