Закат «золотой эпохи» по собственному желанию
18 апреля 1858 года в Одессе сняты таможенные караулы, отменена система порто-франко.
Прекращение функционирования таможенных караулов стало исполнением решения Государственного Совета от 31 марта того же года. Примечательно, что за два года до этого власти Одессы от имени населения города подали прошение о полной ликвидации порто-франко. Положительный эффект системы иссяк уже в середине 40-х годов, а Крымская война усугубила положение.
Напомним, последняя, (третья по счету), граница порто-франко действовала с 1 июля 1827 года. Она включала городские предместья – Молдаванку, Пересыпь, Ближние и Дальние Мельницы, Малый и часть Среднего Фонтана. Для обеспечения ее деятельности создали две таможни, две въездные заставы, 12 караулен, два рва.
Инициатором введения порто-франко был еще герцог Ришелье. В 1817 году Александр Первый подписал манифест. С разной степенью успешности система действовала четыре десятилетия. По мнению исследователей, вряд ли возможно считать порто-франко главным рычагом развития Одессы.
Тем не менее, это был эффективный инструмент, особенно в руках такого умелого администратора, как князь М.С. Воронцов, да еще в периоды экономических кризисов, войн и эпидемий, каковых город испытал немало.
В результате третий по величине город Российской империи был самым дешевым и превосходил обе столицы по доходам на душу населения. В то же время, Одесса развивалась неравномерно, в первую очередь – производство продукции для потребления на месте, в частности. удовлетворение нужд порта. Это мельницы, предприятия по обработке шерсти, канатные заводы.
Характерно, что превышение экспорта над импортом из одесского порта было весьма значительным, положительное сальдо достигало 90%.
Подчеркнем, катастрофы после отмены порто-франко не произошло. Горизонты развития в будущем, как говорится, крылом грозы коснется и заката.