ГРАД » Этот день в истории Одессы » Триумфальные гастроли Аркадия Райкина в Одессе
Триумфальные гастроли Аркадия Райкина в Одессе
Ленинградский театр эстрады и миниатюр, первый профессиональный эстрадный театр в Советском Союзе, начал работу осенью 1939 года. В следующем году актеры отправились в гастроли по Украине.
Под руководством И. М. Гершмана выступали в Киеве и Днепропетровске – это, помимо Райкина, Ольга Малоземова, Татьяна Этингер, юная Рома Иоффе (будущая жена Аркадия Исааковича), Роман Рубинштейн; Григорий Карповский и Николай Галацер; Надежда Копелянская (партнеры называли ее «наша Шахерезада»), Зинаида Рикоми, Рудольф Славский с Александрой Воронцовой; Валентина Сергеева и Александр Таскин. .
Гастроли заканчивались в Одессе – городе, давшем литературе блестящее созвездие юмористов – Валентина Катаева, Илью Ильфа, Евгения Петрова, эстрадному искусству – Леонида Утесова, Рину Зеленую. «Пройти» в Одессе значило выдержать серьезный экзамен.
Нужно сказать, что Зеленый театр в парке Шевченко начал работать 14 июля 1936 года – начались гастроли Ленинградского театра Красной Армии, позднее Ленинградской оперетты. Да и после войны, вплоть до 80-х годов, в Зеленом театре выступали звезды эстрады.
Однажды на большой открытой сцене Зеленого театра стал накрапывать дождик. Аркадий Исаакович тут же обыграл ситуацию:
Одесса запомнилась Аркадию Исааковичу не только потому, что экзамен был выдержан. Там произошел интересный, в чем-то поучительный случай.
Заканчивая спектакль в Зеленом театре, переполненном хорошо принимавшими артистов зрителями, Райкин позволил вольную импровизацию – в конце программы спустился с эстрады и пошел по центральному проходу в глубину партера и завершил конферанс словами: «Ну а теперь все пошли домой».
Одесситы легко подхватили эту шутку, поднялись с мест и проводили артиста до гостиницы «Красная». Здесь они попрощались, и Райкин вошел в гостиницу под аплодисменты публики.
На следующий день артист решил повторить удачную шутку. Спустился, как накануне, со сцены в партер, идет по проходу, а впереди откуда ни возьмись крутится маленький, лет десяти, мальчик.
Стоило только произнести: «Пошли домой», – как юный одессит громко и ехидно парировал: «Э, товарищ Райкин, вчерашняя хохма уже не хохма!»
«Так маленький мальчик дал мне урок, вспоминал позднее артист, – он научил меня на всю жизнь, что такие импровизационные выходки можно позволять себе только однажды».
Под руководством И. М. Гершмана выступали в Киеве и Днепропетровске – это, помимо Райкина, Ольга Малоземова, Татьяна Этингер, юная Рома Иоффе (будущая жена Аркадия Исааковича), Роман Рубинштейн; Григорий Карповский и Николай Галацер; Надежда Копелянская (партнеры называли ее «наша Шахерезада»), Зинаида Рикоми, Рудольф Славский с Александрой Воронцовой; Валентина Сергеева и Александр Таскин. .
Гастроли заканчивались в Одессе – городе, давшем литературе блестящее созвездие юмористов – Валентина Катаева, Илью Ильфа, Евгения Петрова, эстрадному искусству – Леонида Утесова, Рину Зеленую. «Пройти» в Одессе значило выдержать серьезный экзамен.
Нужно сказать, что Зеленый театр в парке Шевченко начал работать 14 июля 1936 года – начались гастроли Ленинградского театра Красной Армии, позднее Ленинградской оперетты. Да и после войны, вплоть до 80-х годов, в Зеленом театре выступали звезды эстрады.
Однажды на большой открытой сцене Зеленого театра стал накрапывать дождик. Аркадий Исаакович тут же обыграл ситуацию:
Позволю себе надеяться, – обратился он к публике, которая из-за нехватки мест примостилась даже на деревьях, – что наш концерт будет протекать вполне успешно.
Одесса запомнилась Аркадию Исааковичу не только потому, что экзамен был выдержан. Там произошел интересный, в чем-то поучительный случай.
Заканчивая спектакль в Зеленом театре, переполненном хорошо принимавшими артистов зрителями, Райкин позволил вольную импровизацию – в конце программы спустился с эстрады и пошел по центральному проходу в глубину партера и завершил конферанс словами: «Ну а теперь все пошли домой».
Одесситы легко подхватили эту шутку, поднялись с мест и проводили артиста до гостиницы «Красная». Здесь они попрощались, и Райкин вошел в гостиницу под аплодисменты публики.
На следующий день артист решил повторить удачную шутку. Спустился, как накануне, со сцены в партер, идет по проходу, а впереди откуда ни возьмись крутится маленький, лет десяти, мальчик.
Стоило только произнести: «Пошли домой», – как юный одессит громко и ехидно парировал: «Э, товарищ Райкин, вчерашняя хохма уже не хохма!»
«Так маленький мальчик дал мне урок, вспоминал позднее артист, – он научил меня на всю жизнь, что такие импровизационные выходки можно позволять себе только однажды».