19 июня
●Первый известный погром евреев в Российской империи произошёл в 1821 году в Одессе. Поводом послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория V. Он не поддерживал греческое революционное движение против Османской империи, но во время восстания за независимость Греции на Пасху низложен и повешен турками на воротах патриархии. Канонизирован как священномученик, в народе прозван Этномартирас (дословно означает «мученик Нации»).
Тело казнённого провисело на воротах патриархии три дня: ввиду османских репрессий, греки не решались выкупить его у палача; по одной из версий, на четвёртый день константинопольские евреи купили тело патриарха за 800 пиастров и, привязав за ноги, бросили в море после поруганий, по другой, сами турки выкинули тело патриарха в море после издевательств над уже бездыханным телом. 16 апреля тело было обретено греческими моряками судна под русским флагом «Святитель Николай» и доставлено в Одессу, где прибывшие по приглашению градоначальника графа А. Ф. Ланжерона греки опознали в останках покойного патриарха. Останки святителя покоились в Троицком греческом храме Одессы до 1871 года, когда они были перенесены в Афины.
Видный историк Ю.И.Гессен писал: "Первые по времени три случая погрома евреев произошли в Одессе в 1821, 1859 и 1871 годах. Это были случайные явления, вызвавшиеся, главным образом, недружелюбием к евреям со стороны местного греческого населения"; "греческая колония играла в то время главную роль в 0дессе как в управлении, так и в торговле". "Зачинщиками и почти единственными участниками были греки - матросы с прибывших кораблей и присоединившиеся к ним одесские греки".
● 19 июня в Одессе в многодетной еврейской семье родился музыкант Эмиль Кемпер (1902 - 1980). Отец Фроим Кемпер был портовым грузчиком, умер когда сыну было 9 лет. Заботу о семье взял на себя старший брат — куплетист Юлий Ленский. Мать Эмиля отдала его в хор певчих при Бродской синагоге, там пели его братья Зиновий и Владимир. Их заметили, Эмиль с Владимиром начали выступать на эстраде под псевдонимом «Братья Коралли» - исполняли специально написанные для них песни и разыгрывали сценки.
О большом успехе «танц-комика-куплетиста» и «сатирика-памфлетиста-пародиста» Эмиля Любимцева-Кемпера сообщают газеты двадцатых годов в Одессе, Харькове, Ленинграде. С начала тридцатых годов в Ленинграде, где Кемпер в то время жил и работал, пользовался успехом руководимый им «Концертный джаз-интервью». Эмиль Кемпер вел программу, пел песни из кинофильмов, читал злободневные монологи, танцевал, конферировал, дирижировал.
Затем Москва — «Эрмитаж», Парк Горького, кинотеатры. С самого начала Великой Отечественной войны — агитбригада «За родину», выступавшая в воинских частях и госпиталях. После Победы над врагом возрождается Ленинградский государственный джаз под управлением Эмиля Кемпера.
● 19 (6 июня) 1902 года запущен одесский фуникулер. В конце XIX века молодому инженеру И. К. Пятницкому пришла в голову идея о конструкции «механического подъёмного пути с Приморской улицы на бульвар». В 1895 году он написал в городскую Управу просьбу о «предоставлении ему сооружения» такого пути. Два вагончика вместимостью 35 человек каждый, доставленные из Парижа, прокатились по одноколейному рельсовому пути, облегчив спуск и подъём по склону. Тогда устройство не называли фуникулером, именовали «подъёмной машиной». Проезд стоил 2 копейки.
В 1919 «подъёмная машина» перестала функционировать и вернулась только в 1926 году. Во второй раз фуникулер остановился в связи с началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, и был запущен через четыре года после её окончания.
Со временем оригинальное транспортное средство пришло в негодность. Городское руководство постановило ликвидировать фуникулер. Поэтому в 1969 году фуникулер закрыли, а в следующем году на его месте появился эскалатор. Он продержался почти три десятка лет: упразднили его в 1997 году. С начала 90-х годов механизм работал только на подъём. Однако фуникулер вернулся 2 сентября 2005 года.
● 1912 год. Слухи и факты. Одесская публика — публика особенная, коммерческая. Кто мог бы многое порассказать об одесской публике, это — кондукторы электрического трамвая. Некоторым кондукторам, в «счастливый» день; приходится доплачивать из своего кармана 1 - 2 р., а то и 3 и 5 рублей. Дело в том, что „находчивые“ одесситы, пользуясь суматохой и суетой в вагоне трамвая, сбывают кондукторам фальшивые монеты. Если попытка сбыть фальшивую монету не удалась, гг. одесситы обыкновенно устраивают в вагонах скандал, называя кондукторов грубиянами, а не то и хуже.