Начну с двух высказываний Премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, которые он сделал на заседании Правительства. Первое:
Теперь еще одно:
А теперь стоит обратить внимание, вот, на что: на сокращение социальных расходов, которые за последние годы снизились с 28 до 21,7 процента, как отмечает Госстат Украины. Это отразилось на ряде программ господдержки, тех же субсидиях. Если в 2016 году субсидию получали 6,5 миллионов домохозяйств, то в 2021 году лишь 2,4 миллиона. Продолжают ужесточаться и условия получения пенсий. В нынешнем году при выходе на заслуженный отдых в 60 лет страховой стаж граждан должен составлять не менее 29 лет, а в 2027 году – 35 лет.
У меня под руками расследование столичных журналистов. Они взялись исследовать ситуацию пенсионерки возрастом 69 лет. Она получает пенсию размером 2 тысячи 600 гривен. Из-за высоких тарифов на «коммуналку» живет в режиме жесточайшей экономии: электроэнергию расходует не более 70 кВт, холодной воды – максимум 1,6 куба, горячей – 2,4 куба.
В магазин ходит, когда есть акции. Из мяса покупает куриный или утиный суповые наборы (кожа и кости). В редких случаях балует себя колбасой. С гордостью заявила, что недавно купила сардельки, если их так можно назвать, - по цене 60 гривен за килограмм. Обжарила, что можно было кушать, иначе не проглотить.
Овощи и фрукты покупает на рынке в субботу-воскресенье во второй половине дня, когда продавцы начинают сбрасывать цену. Часто просит «оптовиков», отдать ей испорченные продукты, которые те откладывают в ящик. Продавцы не отказывают.
Таких стариков, как описанная выше киевлянка, немало и в других городах Украины. Больших и малых. И живут они так же трудно. Практически, нищенствуют. Что делать?
Мне понравился «рецепт» директор Украинского института политики Руслана Бортника. Излагаю:
И добавил: сегодня от 30 процентов и больше отечественной экономики находится в «тени», такая же часть бюджета используются неэффективно, а иногда откровенно разворовывается. Еще один резерв для выхода из нищеты.