Урезанная локация промышленности
Верховная Рада приняла законопроект № 3739 о локализации в машиностроении. В чем его смысл? Сжато излагаю: он появился в Раде еще летом прошлого года. Изначально документ предусматривал льготный режим для отечественных производителей. Планировалось, что под госзакупки станет подпадать только продукция, степень локализации (то есть, доля украинских комплектующих и производства) которых - не ниже 25-45 процентов. К 2024 году этот показатель хотели довести до 40-55 процентов.
Очень нужный закон. Я до сих пор не могу понять, почему страна, которая выпускала двигатели для вертолетов, что является основной частью летательного аппарата, закупает эти машины у французов. Или скоростные поезда у корейцев при наличии в стране Крюковского вагоностроительного завода, который лет девять назад выставил на соревнование свой поезд и победил корейский. Как и локомотивы, покупаемые у американцев, при возможности выпускать свои, отечественные.
Так, вот, первоначальные цифры этой самой локализации в принятом законе существенно урезаны. Почему? Послушались наших западных партнеров. Вот, что заявил в прошлом году, когда разрабатывался этот законопроект, посол ЕС в Украине Матти Маасикас:
Понять позицию представителя Евросоюза можно. Приведу несколько цифр. По данным системы ProZorro, за 2016-2019 год в рамках публичных закупок было приобретено железнодорожных вагонов, локомотивов и общественного транспорта на 10,2 миллиарда гривен. Из которых на долю импортной техники пришлось 2,4 миллиарда или 23,5 процентов. В пояснительной записке упоминаются также факты, которые активно обсуждала общественность, в частности, закупки МВД французских вертолетов, более чем на миллиард долларов, и электропоездов Hyundai более чем на 300 миллионов долларов.
То есть, доля проникновения импорта в закупки по машиностроению получилась еще выше - порядка 50 процентов, хотя в Европе и США этот показатель не превышает 4-5 процентов.
Чем же закончилась эпопея с законом? В нем числятся: генераторные установки, трансформаторы, электрические конденсаторы, автомобили скорой помощи, общественный транспорт, туристические автобусы, самосвалы, автокраны, пожарные машины, коммунальный транспорт, железнодорожные вагоны: вертолеты, самолеты, гидравлические турбины и др.
Но вместо требования по локализации на уровне 25-45 процентов, решили стартовать со скромных 10 процентов в 2022 году. Словом, не сумели отстоять интересы своей промышленности, увы…