Почему бы не поставить «Одиссеи» на поток?
Вот, чем Одесса точно отличается от городов – «миллионщиков» остальной Украины, так это развитой системой городского электротранспорта. Речь поведу, прежде всего, о трамваях. Историки напомнят, что мы были чуть ли не первым городом Российской империи, куда бельгийцы привезли эту самую электрическую «конку».
Я помню восьмидесятые-девяностые годы прошлого века, когда активисты-экологи, прочно осевшие в редакции «Вечерней Одессы», сурово требовали от мэрии сократить движение автотранспорта на улицах города, убрать автобусы и срочно увеличить число троллейбусов и трамваев. Пожелание, замечу, учтено не было. Даже частично!
Но трамваи в Одессе сохранились. Чему подтверждение заметка, опубликована сразу в нескольких электронных изданиях. Цитирую в полном объеме, она коротка:
26-й по счёту трамвай, собранный в мастерских коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс», выехал на испытательный маршрут на минувшей неделе. Об этом сообщил вице-мэр Одессы Дмитрий Жеман, курирующий в городе сферы ЖКХ и транспорта.
Это очередной «Одиссей», который появится на улицах нашего города. Смело могу сказать, что вагоны «Одиссей» очень хорошо себя зарекомендовали и, действительно, стали визитной карточкой города.
Напомним, что в нынешнем году в мастерских «Одесгорэлектротранса» планируют собрать 6 трамваев «Одиссей» – 5 односекционных и 1 трёхсекционный («Одиссей MAX»). Все их внутренности должны устанавливаться за счёт средств самого КП, а корпусы закупят за деньги горбюджета. Однако пандемия коронавируса мешает ОГЭТовцам собирать по трамваю в месяц».
Во времена мэрства Леонида Алексеевича Чернеги, – а это было как раз перед первой каденцией Эдуарда Гурвица, – рассматривался проект создания по производству современных трамваев совместно со знаменитыми чешскими машиностроителями. Уже тогда сокращалась производственная площадка «Январки», а на ее месте, сохранив коллектив станочников и сборщиков можно было бы создать современный завод, чьей продукции воспользовались не только города Украины, но и ближнего зарубежья.
Идею зарубил Киев. Возник почему-то Днепропетровск. Потом и он исчез. Словом, проект не заработал. Я видел много современных решений по созданию украинского трамвая. Очень интересен львовский. Но наш, одесский «Одиссей», не просто выставочный экземпляр, а уже товар, приближающийся к массовому производству.
Если депутаты городского совета совместно с городским правительством сумеют расширить мастерские коммунального предприятия до современного завода по производству городского электротранспорта, то это будет и открытие новых рабочих мест, и создание продукта с серьезной добавочной стоимостью, и выход коммунальной экономики на внешний рынок других стран. Трамваи всем городам нужны!