МАФ. Что с ним делать?
На аппаратном совещании в мэрии заговорили о МАФах. Это сокращение. Расшифрую: малая архитектурная форма. Киоск, в котором покупаем табак, воду, «сникерсы», жевательную резинку и прочую мелочь. Некоторые торговые «точки» кормят. Правда, не всегда соблюдают чистоту, но работают. До поры, до времени, разумеется.
Эта мелкая розничная торговля приносит Одессе доход в городскую казну. В этом году за полугодие бюджет получил 19 с небольшим миллионом гривен. Что на один миллион больше за тот же период прошлого года. Но тут есть «закавыка»: в 2015-2017 годах поступления ежегодно росли примерно на пять миллионов гривен. Сергей Машьянов, – начальник муниципального управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей, – пояснил, что речь идет о естественном процессе, так как количество площадей под МАФы уменьшается.
И это при том, что на сегодняшний день, – по словам все того же Машьянова, – в городе действует тариф, установленный еще в 2011 году. Управление пыталось «мониторить» стоимость аренды в других городах, но официальный ответ получило только от Львова. Согласно данным Львовского муниципалитета, там за аренду метра твердого покрытия придется выложить 72 гривны.
«В других городах мы смогли получить только устную информацию. Например, в Днепре эта сумма составляет 90 гривен, а в Киеве – от 300 до 800 гривен», – заявил Сергей Машьянов. А сколько в Одессе? Аренда твердого покрытия под размещение временных сооружений в Одессе стоит 30-35 гривен за квадратный метр.
Тут же последовала реакция городского головы: Геннадий Труханов поручил разработать схему повышения тарифов, но так, чтобы для предпринимателей это не стало шоком. Подчеркну: на сегодняшний день в городе действует тариф, установленный еще в 2011 году.
Разумеется, можно увеличить тариф. Но, полагаю, этот шаг не самый главный в развитии мелкорозничной торговли в «Южной Пальмире». До сегодняшнего дня я не вижу какого-то разумного планирования со стороны городских властей в попытках специализировать этот бизнес. Все работает хаотично. Буду рад, если мне докажут обратное.
Смотрите. МАФы, работающие, как «точки» питания, располагаются, как правило, на центральных улицах Одессы. Ну, здесь все ясно: хозяева стараются прихватить поток туристов (это в сезон), работающих и учащихся в тех местах, где маршруты давно откатаны и всем хорошо известны. Сигареты, шоколадки, вода и прочие товары из этого ряда, располагаются, как правило, вблизи остановок трамваев и троллейбусов. Иногда – у школ.
А где, к примеру, хлебные лавки? Причем, не только принадлежащие крупным предприятиям, но и среднему бизнесу? Частично такая ситуация наблюдается у рынков. Но уже внутри городских кварталов их, практически, не встретишь.
Точно так же, как и тех, кто продает бытовые товары: моющие средства, туалетные принадлежности, предметы личной гигиены. Покупатель попадает в своеобразные «ножницы». Магазинов «шаговой доступности» становится мало. До торговых центров идти далеко. А вся эта мелочь сосредоточена именно там. Словом, прежде чем думать о повышении тарифов, стоило бы иметь четкую программу развития розничной торговли. А этого, увы, мы не услышали.