Защита интеллектуальной собственности продуктовой IT-компании
Развитие IT-компании зависит от уровня защиты основного актива - интеллектуальной собственности.
Виды нарушений интеллектуальной собственности
1. Плагиат текстового и визуального контента
Что делать, если обнаружили плагиат вашего контента?
Существует 3 способа защиты:
- Если объект авторского права незаконно разместили в Интернете, обратитесь с претензией к собственнику веб-сайта или поставщику услуг хостинга.
-
Обратитесь с иском в суд. Например, в суде США слушалось дело издательского дома Elsevier против онлайн-хранилища Sci-Hub. Ответчик получил доступ к научным статьям на ресурсе Elsevier и без разрешения размещал их в онлайн-хранилище. Суд обязал Sci-Hub заплатить компенсацию за нарушение интеллектуальной собственности в размере 15 миллионов $ США.
-
Альтернативный способ защиты - рассмотрение спора в Торгово-промышленной палате Украины. Преимущество такого способа в сроках - от 3 до 12 месяцев.
Кроме того, с 2021 года IT-компания может обжаловать действия физических и юридических лиц из Америки в Бюро авторского права США и получить компенсацию за нарушение прав интеллектуальной собственности до 30.000 $ США. Такой механизм заработал после подписания the CASE Act. Теперь в суд обращаться не нужно. Это уменьшит финансовые и временные затраты.
2. Использование торговой марки без разрешения собственника.
Нарушители размещают торговую марку на сайтах, чтобы пользоваться узнаваемостью бренда и привлекать пользователей.
Приведем пример кейс Littlegram и Instagram: Гражданин Великобритании разработал приложение Littlegram, чтобы бороться с мусором на улице. Пользователи размещают фото загрязненных территорий и таким образом информируют местную власть. Но собственнику Instagram не понравилось, что названия двух приложений созвучны. Спор урегулировали переговорами и приложение Littlegram продолжает функционировать.
Что делать?
Как и в случае с плагиатом, можете обратиться с претензией к собственнику сайта или поставщику услуг хостинга, в арбитраж и суд.
3. Киберсквоттинг
Неправомерное использование чужой торговой марки в доменном имени.
Правонарушитель регистрирует доменное имя, которое повторяет чужую торговую марку. Часто владельцы свидетельства на торговую марку не инициируют тяжбы в суде и выкупают домен. Так киберсквоттеры зарабатывают на незаконных действиях. Правонарушитель может использовать домен под вашей торговой маркой в коммерческих целях. Например, размещать на сайте рекламу.
Команда юристов Stalirov&Co подготовила статью о защите доменных имен.
Что делать, если вашу торговую марку используют неправомерно?
Советуем обратиться в WIPO Arbitration and Mediation Center. Сроки рассмотрения спора по такой процедуре - месяц. Ниже увидете инфографику стадий процесса в WIPO Arbitration and Mediation Center.
Пример рассмотрения спора в WIPO: в 2020 году WIPO Arbitration and Mediation Center рассматривал заявление Bytedance Ltd. (владельца TikTok). Компания обжаловала действия A.D., который зарегистрировалтдомен <tiktok.fail>. Пользователи считали, что официальный TikTok и сайт ответчика связаны между собой. На самом же деле, A.D. нарушил права интеллектуальной собственности и без разрешения использовал товарный знак.
4. Копирование программного кода.
Закон охраняет исходный код в том виде, в котором он написан. Чтобы установить кражу программного кода, нужно доказать схожесть.
Что делать?
Провести компьютерно-техническую экспертизу. Эксперт подтвердит вероятность происхождения исходного кода одного программного продукта от другого, и выразит схожесть в процентном показателе.
Как усилить правовую защиту интеллектуальной собственности продуктовой IT-компании?
- Регистрируйте торговую марку и коммерческое наименование, ставьте их на баланс компании.
Регистрация осуществляется на национальном уровне в Укрпатенте, и займет от 1 до 2 лет. Для международной регистрации воспользуйтесь мадридской процедурой. С ее помощью можно подать 1 заявку на регистрацию, но запросить защиту сразу в 123 странах. - Регистрируйте авторские права на программные коды. В мире действует презумпция авторства: автор тот, кто им указан.
Чтобы избежать споров об авторстве, его нужно зарегистрировать. - Патентуйте изобретения для защиты рабочего функционала, ФИЧ (дополнительных возможностей) и уникальных особенностей компании.
Патентуют не исходный код, а алгоритм положенный в основу работы. Нарушением патента будет программа, функционирующая по тому же алгоритму. - Регистрируйте полезные модели и рационализаторские предложения, чтобы получить роялти по франшизе.
- Выкупайте авторские права на разработку и дизайн у специалистов. Например программный код, который писал подрядчик.
Чтобы права интеллектуальной собственности перешли IT-компании, их нужно выкупить. - Заключайте пользовательские соглашения с конечными потребителями и пользователями, чтобы защитить продукт от компилирования, модифицирования и коммерческого использования.