НОВИНИ ГРАД » Цей день в історії Одеси » Астроном с мировым именем

Астроном с мировым именем

Владимир Платонович Цесевич

Сегодня исполняется 112 лет со дня рождения выдающегося астронома Владимира Цесевича. Родился он в артистической семье. Его отец – знаменитый певец Платон Иванович Цесевич, мать актриса оперы Елизавета Александровна Кузнецова. Крещен мальчик во Владимирском соборе. Вскоре семья распалась, сын остался с матерью, вместе с которой прожил всю жизнь.

Платон Цесевич

В раннем детстве Владимир Цесевич жил в Одессе и до 1914 года учился в школе. Но семье пришлось перехать в Петроград, где Владимир увлекается астрономией, становится членом Юношеской секции Российского общества любителей мироведения и наблюдал небесные светила.

По его воспоминаниям

В марте или апреле 1921 года появился отец на 2 дня из Москвы. Привез нам отец богатой еды: это в то время как мы питались жидкой пшенной похлебкой. Пробыл он у нас, после 7-летнего перерыва, два дня и сказал, что у него в Одессе есть астрономическая трубка фирмы МАЙЯ, без установки... «Приезжай, Вова, в Одессу, я тебе ее дам...»Я отправился в Одессу за телескопом. Прибыли мы быстро, 2 августа, без приключений, хотя еще кое-где действовали банды «зеленых»... Поместили нас в карантин в гимназию, что на Новорыбной, но тут же нас с матерью выпустили, в изъятие правил, в город. Двери карантина нам открыла фамилия Цесевич, а помогла фамилия Селявина, моего крестного отца. Так, в разгаре жаркого одесского августовского дня мы пришли на Торговую 6 к Виктору Алексеевичу и Ольге Николаевне, где провели несколько дней до определения в Аркадийский санаторий. У нас были балкон и бинокль, и мы разглядывали звездное небо, столь чудесное в то время, т. к. фон неба в то время в Одессе не был изгажен городом.... Я уже не помню, когда я увидел отца и как я получил свое «сокровище» – трубу фирмы Майя без установки. Потом я «клепал» ее сам в мастерских мироведения.16 октября я наблюдал с балкона Оперного театра лунное затмение в бинокль, а на следующий день мы уехали в Петроград.

В неполные 15 лет Владимир поступил на физико-математический факультет Петроградского университета. Преодолеть возрастной ценз ему помог известный астроном, профессор С.П.Глазенап. В 17 лет он опубликовал первую научную работу в журнале «Astronomische Nachrichten». Окончив университет, занимался в аспирантуре Пулковской обсерватории под руководством Г.А.Тихова, прославившегося изучением Марса. Затем В.П.Цесевич работал в Ленинградском университете, преподавал астрономию и математику.

Основные научные интересы связаны с переменными звездами, изучению которых посвящены многие годы. С 1937 года Цесевич – кандидат физико-математических наук и профессор.

переменная звезда

Война застала В.П.Цесевича в Ленинграде, он был блокадником, и в 1942 году был вывезен в Душанбе. В Ленинграде погибла дочь Марина (ее памяти он посвятил книгу «Что и как наблюдать на небе»). По словам коллег, он несколько лет после войны постоянно носил в портфеле буханку хлеба – память о пережитой блокаде.

В 1944 года Владимир Платонович Цесевич вернулся в Одессу. До конца жизни он был заведующим кафедрой астрономии ОГУ и директором университетской обсерватории.

Одесская обсерватория

В 50-ые В.П.Цесевич в течение нескольких лет одновременно был деканом физико-математического факультета университета. Кроме этого, он преподавал в Институте инженеров морского флота, Институте холодильной промышленности, был одним из основателей кафедры мореходной астрономии в Одесском высшем мореходном училище. В 1948 -1950 годы работал также директором Главной астрономической обсерватории АН УССР, где благодаря ему начали изучать переменные звезды.

С коллегами

Уже в 1956 году начинает действовать станция в Крыжановке на окраине Одессы, организован наблюдательный пункт в Ботаническом саду университета. Началось строительство любимого детища В.П.Цесевича – наблюдательной станции в селе Маяки на берегу Днестра.

Почти в каждой обсерватории найдется ученик Профессора, как называли его коллеги и студенты. В.П.Цесевич подготовил около 40 кандидатов наук, многие защитили докторские диссертации.

Умер Владимир Платонович Цесевич 28 октября 1983 года и похоронен на Втором христианском кладбище Одессы.

Научное наследие В.П.Цесевича насчитывает 400 тысяч оценок блеска 500 переменных звезд разных типов, более 700 научных статей, 22 монографии.

На главном здании Одесской астрономической обсерватории 11 октября 1990 года установлена мемориальная доска. В космосе есть астероид № 2498, который носит имя «Цесевич».