» » Похищение века: из одесского музея украдена картина

Похищение века: из одесского музея украдена картина


В июльскую ночь более 10 лет назад грабители проникли в зал Музея западного и восточного искусства через окно и похители картину Караваджо «Поцелуй Иуды». Более двух лет судьба полотна была неизвестна. Преступление раскрыто в 2010 году благодаря использованию подставного покупателя.

Злоумышленники задержаны в Германии. Картина находилась в плачевном состоянии. Грабители грубо вырезали ее из рамы ножом, уменьшив с каждой стороны на три сантиметра. Более того, не свернули в рулон, а сложили в несколько раз. В конце августа 2010 года Германия передала Украине «Поцелуй Иуды».

Поцелуй Иуды

Есть, впрочем, одно большое «но». Начать нужно издалека. Примерно в 1602 году аристократический римский род Маттеи пригласил популярного художника  Караваджо. Тему полотна, предположительно, заказал один из Маттеи – кардинал Джироламо. Картина написана в рекордно короткий срок – за тридцать дней. Гонорар маэстро получил небывалый – сто двадцать пять скудо. Картина Караваджо «Поцелуй Иуды» долгое время была жемчужиной в семейном собрании Маттеи.

Поцелуй Иуды

Семейство владело полотном около двухсот лет. Когда потомки стали испытывать финансовые трудности, они решили продать картину. Ее купил член английского парламента Гамильтон Низбет как произведение голландского художника Герарда ван Хонтхорста. В 1921 году умерла последняя представительница этого шотландского рода, а полотно под тем же авторством куплено с аукциона Джоном Кемпом. Он перепродал его ирландке Марии Ли-Уилсон, которая в 1934 году подарила картину иезуитской консистории в Дублине. Поскольку полотно нуждалось в реставрации, монахи пригласили Серджио Бенедетти из Национальной галереи Ирландии. Он и определил истинного автора. Сейчас полотно можно увидеть в Дублине, в Национальной галерее.

Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо – на заднем плане сплошная тьма, лишь тусклый свет выделяет фигуры. Кроме того, изображение необычайно реалистично. Караваджо использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными. На полотне всего пять фигур. Караваджо даже не стал изображать святого Петра. Хотя  до этого все показывали, как он бросается защитить Учителя.

Примечательна фигура мужчины с фонарем в руках, справа. Считается, это сам Караваджо.

Автопортрет

Долгое время одесское полотно считалось авторским повторением либо же вообще оригиналом (с чем не соглашался Дублинский музей). В 2012 году музей согласился, что одесский «Поцелуй Иуды» не является авторским повторением дублинской картины. Украинские эксперты объявили, что теперь, после проведенных исследований, они согласны с этим фактом.

Известно, что художник делал собственноручные копии удачных работ. Кроме того, ему подражали ученики. Сейчас известно двенадцать полотен, повторяющих оригинал. Экземпляр, хранившийся в Музее западноевропейского и восточного искусства в Одессе, вероятно, заказан родным братом владельца оригинала.

Одесса Музей

Есть даже легенда о причинах изготовления копии. Караваджо написал оригинал для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Этому очень завидовал родной брат Кириако – Асдрубале Маттеи. Дабы ему угодить, Караваджо написал авторскую копию. О копии есть запись в бухгалтерской книге Асдрубале – он заплатил художнику Джованни ди Атилли.. Но скорее всего написал ее не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал после совершенного убийства. 

«Дублинское» и «одесское» полотна сложно отличить. Скопировано все до мельчайших деталей. Но одна деталь все же бросается в глаза. На одесской картине кожа лиц героев кажется восковой. На холсте – она более натуральная.

Возвращенная картина

Для полноты картины, нужно отметить: есть мнение, что картина в Одессе является не точной копией, но, если так можно выразиться, вариацией на тему работы Караваджо. Авторство в этом случае не установлено, в настоящее время, во всяком случае.

Автор публикации: Дмитрий Хазан
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии

Гость




Загрузка...