30 декабря 1811 года в одесском особняке Потоцких была установлена новогодняя елка. Зеленую красавицу доставили из Софиевки – уманского имения Потоцких. Инициатива устроить праздник принадлежала герцогу де Ришелье.
Распорядителем бала стал друг и секретарь Ришелье, граф де Рошешуар. На балу присутствовал весь цвет одесской знати: граф Ланжерон, граф Сабанский с супругой, граф Разумовский, князь Долгорукий, Феликс де-Рибас, негоцианты Рено и Сикард.
Посреди большого зала на палисандровом паркете стояла большая елка в разноцветном наряде из стеклянных игрушек.
Нужно отметить, что графский особняк – это отнюдь не нынешний Художественный музей, как полагают многие. В действительности, Потоцкие занимали дом на Софиевской улице №7. Здание называли позднее Архиерейским домом, сейчас – ювелирная фабрика.
Именно там жила Мария Антоновна Нарышкина, фаворитка, фактически супруга императора Александра I, а также их дочь София. Слабое здоровье девочки требовало жизни на Юге.
Мария Антоновна Нарышкина, урождённая княжна Святополк-Четвертинская (1779 — 1854). Писаная красавица в 15 лет пожалована во фрейлины, а в 1795 году выдана замуж за 31-летнего Дмитрия Нарышкина, одного из богатейших вельмож екатерининской эпохи.
На Марию обратил внимание тогда еще наследник, цесаревич Александр Павлович. Их отношения вылились в подобие второй семьи. Официально бездетный Александр был женат на Луизе Марии Августе Баденской, фактически же 15 лет он жил с Марией Антоновной Нарышкиной.
У Марии Антоновны было шестеро детей, из которых трое скончались в младенческом возрасте, все они официально считались детьми Дмитрия Львовича Нарышкина. Общепринятым является мнение, что отцом обеих Елизавет, Софьи и Зинаиды был император Александр I.
В 1824 году скончалась в Петербурге, как писали современники. в цвете молодости и красоты, её дочь Софья, будучи невестой графа Шувалова. Смерть эта стала тяжёлым ударом для императора Александра, омрачив последний год его жизни.
Вернемся к праздничной елке. Александр де Рибас, внучатый племянник основателя города, в книге «Старая Одесса» описывал это так:
Добавим, в то время главным праздничный ритуал весьма походил на современный. Если сейчас это широкое применение пиротехники, то в 19-м веке – пальба из всех видов оружия на улицах.
Несколько позднее, в 1831 году, путешественник П. Т. Морозов описал празднование Рождества и Нового года в Одессе: