Газета «Новости дня» 30 марта 1903 года сообщила, что в «Фигаро» напечатана сенсационная телеграмма из Одессы. В ней говорилось:
Вероятно, у Лувра найдется 1 200 фр., чтобы установить происхождение предмета, за который заплачено несколько сот тысяч». Это чистая правда – заплатили 200 000 франков. Сейчас это примерно миллион долларов.
В свою очередь газета «Одесские новости» поместила такую заметку:
Талмуд говорит, - сказал нам своим литовским акцентом г-н Рухомовский, - что для каждого человека в свое время наступит его час. Для меня мой час наступил теперь.
Израипь Рухомовский (иногда неправильно его называют Рахумовский или Рохумовский) – выдающийся гравер и ювелир.
Родился он в 1860 в городе Мозырь Минской губернии. Систематического художественного образования он не получил и является самоучкой в полном смысле слова. Родители готовили его в раввины, он хорошо изучил древнееврейский язык, литературу и талмуд. Однако с юности его тянуло к искусству.
Израипь тайком рисовал, резал по дереву, камню. Благодаря способностям и упорному труду он достиг небывалой степени технического совершенства. В конце 70-ых годов Рухомовского приняли в одну из лучших ювелирных мастерских Киева подмастерьем. Вскоре он приступил к выполнению сложнейших заказов.
В 1892 году переселился в Одессу. В этот период его талант достигает наивысшей точки.
«Саркофаг со скелетом», композиция «Ахиллес и Минерва», сделаны в эти годы.
В частности, за «Саркофаг со скелетом» получил золотую медаль на выставке «Салона» в Париже. Рухомовский также выполнил золотую фигурку «Победы», штампы и медальоны по заказам разных лиц, сионистские жетоны, прибыль пожертвована им в пользу Еврейского Национального фонда.
Скандально известная тиара скифского царя Сайтаферна (Сайтофернеса) изготовлена также в Одессе.
По легенде тиара преподнесена ольвиополитами в III веке до н.э. скифскому тирану Сайтафарну, осадившему город и потребовавшему огромного выкупа.
Тиара Сайтаферна чеканена из тонкой полосы золота и делится на три части: нижнюю, среднюю и верхнюю, венчающую часть. Средняя представляет сцены из Троянской войны. Нижняя часть, кроме орнамента, занята сценами охотничьей кочевой жизни скифов. Венчающая часть состоит из ажурных чеканных орнаментов местами только касающихся тиары. Она заканчивается свернутой змеей. За 8 месяцев работы ювелир получил две тысячи рублей.
О том, что тиара Сайтаферна — фальшивка, уже в мае 1896 заявил профессор Петербургского университета А. Н. Веселовский. То же самое убедительно доказал профессор Адольф Фуртвенглер из Мюнхена и директор Одесского археологического музея Э. фон Штерн.
Впрочем, руководители Лувра, с опорой на благоприятные высказывания многих видных ученых Франции, Германии и других стран, не прислушались к экспертам и санкционировали покупку. Профессор и руководитель отдела античности Эрон де Вилльфосс публично объявил, что Лувр приобрёл «чудо греческого ювелирного искусства».
Тем не менее, несоответствие начертания букв, сюжетов и символов насторожило учёных и породило сомнения в подлинности работы. Наконец, уже в веке XX-ом, разразилась буря.
Вновь процитируем одесскую прессу.
Взволнован беспримерно,
И воспевает хор газет
Тиару Сайтоферна.
Наделал много шуму,
Дал за тиару Лувр-музей
Громаднейшую сумму.
Раздался голос прессы.
Тиара сделана была
Гравером из Одессы.
Газета «Одесские новости»
В Париже, при первом же допросе Рухомовского в правительственной комиссии, он назвал старинный рецепт необходимого сплава, из которого сделана тиара. Затем прямо на глазах у пораженных членов комиссии, он отчеканил фрагмент, который при сравнении с тиарой оказался полностью идентичным.
Вот что писал петербургский журнал «Ювелир» в 1913 году:
В свое время об этой скандальной истории с тиарой много писали и шумели, но мошенникам удалось избежать наказания. Ловко сфабрикованную тиару, когда убедились, что она изготовлена в Одессе, выбросили вон из музея академии. Жертвами этих «античных» одесских мошенников сделались несколько европейских музеев, приобревших древности прекрасной Ольвии, частные коллекционеры-любители, а также и русские высокопоставленные лица.
И только недавно попался, наконец, с поличным главный персонаж этих мошенников. Лев Гаухман, который несколько дней назад приговорен в арестантском отделении на полтора года.
Тиара по-прежнему хранится в Лувре в отделе декоративных искусств. Работы уроженца Мозыря украшают экспозиции Киево-Печёрской Лавры, находятся в частных коллекциях и музее Фаберже.
Рухомовский после возвращения в Одессу, очень долго пытался собрать деньги для получения звания купца третьей гильдии, но так и не смог. Хватило только на билеты до Парижа. Работал в Лувре реставратором. Выполнял заказы богатых парижан.
Однако скончался Израиль Рухомовский в Париже в 1936 году в нищете. Место захоронения и памятник из чёрного гранита Рухомовский подобрал заранее.
В завещании указано:
Тишина и спокойствие, хлеб и одежда были всегда в моём доме.
Я любил моё «царство», мою жену и мой дом.
Также после моей смерти мой дух будет жить
В делах моих...
Еще он написал так: