Война несет для обывателя обостренное чувство самосохранения. Когда среди ночи ревет сирена, а где-то в небесах гремят взрывы и стрекочут зенитные орудия, тут, скажу я вам, не до разбора решений в сфере экономики.
Вот, почему я, как и многие другие обозреватели, пропустил архиважное решение парламента и правительства о корпоратизации «Энергоатома». Ну, начну с истории вопроса.
Итак, законопроект №8067 о превращении НАЭК «Энергоатом» в акционерное общество был в разгар войны внезапно внесен в парламент 22 сентября 2022 года. Уже 19 октября, когда враг начал массированные воздушные удары, законопроект по ускоренной процедуре прошел первое чтение и был принят за основу. И уже 6 февраля 2023 года закон был принят во втором чтении и в целом, а после устранения каких-то «несогласований» он был возвращен в Верховную Раду за подписью Президента 17 марта 2023 года.
Перечислю мотивы, которые изложил Кабинет министров. Целями корпоратизации объявлено улучшение управления, прозрачность финансовой деятельности и отчетности, возможность привлекать инвестиции, обеспечить справедливую оценку активов, увеличить капитал – словом, типичный перечень избитых шаблонов. Да! При этом отмечается, что корпоратизация компании не означает ее приватизацию, поскольку акции остаются в собственности государства.
Ну, ровно такую же аргументацию мы слышали и читали во времена превращения «Нафтогаза Украины» из унитарного государственного предприятия в акционерное общество. Те же слова.
Мне хочется получить ответ на один единственный, но главный вопрос. Озвучу его. О какой капитализации и оценке активов, о каких инвестициях можно говорить в стране, против которой агрессор ведет тотальную войну на уничтожение, в результате чего экономика обваливается, соответственно, обесцениваются любые активы, и ни о каких инвестициях не может быть речи?
Я тут выше упоминал ситуацию о приватизации «Нафтогаза Украины». Вспомните. Как только компания стала акционерной, тут же резко поднялись тарифы. Стоило «Энергоатому» перейти в такое же состояние, как тут же повторился сценарий с ценами на электроэнергию.
И еще один момент. Это я об аргументации, о необходимости ремонта и восстановления разрушенных врагом энергообъектов за счет средств граждан Украины. Нам говорят, что для ремонта и восстановления отрасли нужно 40 миллиардов гривен. Их соберут, как раз, за счет населения и бизнеса. А я вспоминаю о 800 миллионах «евро», выделенных международными партерами, – включая ЕБРР, – на эти самые нужды. Это по нынешнему курсу составляет 32 миллиарда гривен, то есть две трети от необходимой суммы. Но куда и кому ушли эти деньги?
Как по мне, так стоило бы провести серьезный финансовый аудит «Укрэнерго». Вернуть «Энергоатом» в прежний статус – унитарное государственное предприятие. И выяснить, насколько эффективное используются не только финансы, но и оборудование, переданные нам нашими союзниками.