Насколько средняя зарплата отвечает действительности?
Я всегда настороженно отношусь к определениям типа «средняя температура» или «средняя зарплата». В прилагательном «средняя» присутствует неопределенность. А в таких науках, как экономика и финансы, любая неопределенность недопустима.
Наша беда состоит еще и в том, что любая власть, любое Правительство, назначенное этой властью, хочет преподнести себя избирателям, успешной. Вот, к примеру, Кабмин времен Порошенко, отчитался, что за период с 2014 по 2019 годы «теневая» экономика в Украине сократилась с 43 до 26 процентов. Но при этом забывали добавить, что не были учтены трансферты заробитчан, которые «разогревают» торговлю, – это внешний, так сказать, фактор. Ну, и внутренний аутсорсинг (Информационные технологии). Кроме того, средства, поступающие в официальный торговый сектор, тут выводятся в «тень», через налоговые скрутки и обналичиваются. Привычная схема. Словом, 50 процентов нашей экономики до сих пор остается в этой самой «тени».
Что же происходит у нас с так называемой средней зарплатой? Госстат рассчитывает этот показатель по компаниям с количеством штатных единиц более 10. При этом штатные работники – это лишь 30 процентов трудоспособного населения страны. Остальные 70 процентов, – в первую очередь, работающие в секторе услуг, малом и среднем бизнесе, остаются за бортом статистики. Получается, что чем меньше штатников по стране, тем выше удельный вес «хлебных» отраслей: айтишники, финансисты, работники, добывающие природные ресурсы, бюрократы.
А теперь еще немного статистики, показывающей, какой процент от средней зарплаты, фиксируется в разных отраслях экономики Украины. В сельском хозяйстве уровень трудовых доходов составляет лишь 76.5 процента от среднего. В торговле – 90 процентов. В отельном и ресторанном бизнесе – чуть боль 48 процентов, в образовании – 82 процента. Зато в сфере информатики и телекоммуникаций – почти 160 процентов, в финансах более 161 процента, в системе государственного управления – около 160 процентов.
Еще два интересных примера. В пищевой промышленности уровень трудовых доходов от средней зарплаты составляет почти 83 процента, в текстильной (здесь создается самый высокий уровень добавочной стоимости!) – 60 процентов. А, вот, в фармацевтике – 177 процентов, в энергетике – 162 процента.
К чему это я? Да к тому, что это подтверждение процесса деиндустриализации Украины. Как образно пишет известный украинский экономист Алексей Кущ:
Словом, давайте критично относится к бравурным маршам в честь «роста» средней зарплаты.