Почему дорожает электричество?
Чем ближе 1 июля 2021 года, тем тревожней становится в большинстве украинских домохозяйств. Грядет повышение тарифов на электроэнергию. Варианты обсуждаются в Правительстве, в профессиональной среде и, естественно, в кругу экспертов – специалистов в данной отрасли.
Большинство участников диалога согласны с тем, что тарифы надо повышать для единственной цели: спасения двух государственных компаний – «Энергоатома» и «Укргидроэнерго». Частный бизнес, вошедший в рынок электроэнергии, всеми правдами и не правдами, добился для себя различных преференций. Из своего кошелька население доплачивает собственникам «зеленой энергетики». Благодаря, практически, монопольному положению на рынке процветает ДТЕК Рината Ахметова.
Государственные же компании, – «Энергоатом» и «Укргидроэнерго», – по сути обеспечивающие население и «бюджетников» дешевой электроэнергией все эти годы, были лишены возможности формировать оборотные средства для ремонта и обновления своих основных фондов.
Удивительная страна – наша Украина. Смотрите, нас 30 лет убеждали, что рынок обязательно всех расставит по своим местам. Конкуренция, как основной механизм рынка, заставит производителей снижать цены, привлекая к себе потребителя товаров и услуг. Но в Украине получает все с точностью до наоборот.
Входят на рынок представители все той же «зеленой энергетики» и требуют преференций. Олигархи, монополизируя рынок топлива (угля и газа), на своих мощностях в своих компаниях, производящих электричество, получают в результате сверхприбыли. В результате компании, находящиеся в государственной собственности и вырабатывающие дешевую электроэнергию, оказываются в проигрыше частникам.
Теперь нам рассказывают, что новый тариф будет состоять из следующих составляющих: самой электроэнергии, как товара, тарифа на передачу («Укрэнерго»), тарифа на распределение энергии (облэнерго) и тарифа на доставку от трансформатора к счетчикам. Интересно, а передача электричества с первого этажа на десятый – это уже станет в скором времени следующей составляющей для увеличения в очередной раз тарифа? Скажем, ближе к осени.
И, вот, еще одна деталь. Я помню, как приватизировались все наши компании-монополисты местного «розливу». Выходил на трибуну будущий владелец и рассказывал депутатам городского и областного советов о своей готовности вложить собственных денег на десятки, сотни миллионов долларов. Но я не помню, чтобы после приватизации, депутаты, хоть, раз заслушивали новых собственников о выполнение обещанных инвестиционных программ. Почему?
Знаете, жизнь подсказывает, что если у бизнесмена есть убыточные активы, то он от таких, спешит избавляться. Мы слышим стоны о долгах населения, о понесенных убытках, но никто из владельцев этих компаний не собирается их продавать. Никто. Значит, этот кусок хорошо намазан сливочным маслом. Нашими с вами, одесситы, деньгами.