Почему на продукты питания мы тратим больше, чем развитые страны?
В сфере потребления особняком стоят расходы на продукты питания. Украинцы половину своего домашнего бюджета тратят именно на еду. Другая часть из оставшегося в семейном кошельке уходит на «коммуналку». Ни о каких тратах на культурные потребности, не говоря уже о развлечениях, подавляющее большинство нашего населения и не мечтает.
Теперь оглашу статистику:
А что надо сделать для того, чтобы население Украины смогла свести концы с концами? Единственный способ изменить структуру расходов домохозяйств – повышать доходы людей. Вот, точка зрения директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрия Боярчука:
А как повысить уровень доходов в стране? Как по мне, так повысить доходы отечественных домохозяйств можно только путем создания высокотехнологичных производств на территории Украины.
Приведу пример из сельскохозяйственной отрасли. Вот, данные сделанных недавно расчетов, кто и сколько зарабатывает на продаже, выращенного на украинском полях, агросырья. Возьмем, к примеру, кукурузу. Лишь 20 процентов добавленной стоимости в цене тонны зерна остается в Украине. Остальное мы возвращаем за границу - в качестве платы за импорт. Почему? Чтобы выращивать зерно, аграрии должны покупать иностранную сельхозтехнику, гибридные семена, средства защиты растений, агрохимии, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы. То есть, львиную долю того, что лежит в основе стоимости выращенной и не переработанной должным образом кукурузы.
И это самый простой пример. И еще один момент. Ежегодно наши работники переводят на родину 11–12,5 миллиардов долларов. Но это только часть произведенного ими продукта для нужд других государств. Остальное, – в виде товаров и услуг, – остается в тех странах, где украинцы трудятся. И этот созданный «за бугром» продукт, – в стоимостном выражении, – куда выше полученной зарплаты. Отсюда вывод: требуется максимальное использование трудового потенциала украинцев для подъема национальной экономики, а не для работы «на чужого дядю».