ГРАД » Видеорепортажи и авторские программы » В центре внимания » Какое будущее у портов нашего региона?

Какое будущее у портов нашего региона?

Какое будущее у портов нашего региона?
Читать grad.ua в  

В недрах Администрации морских портов Украины (АМПУ) возник, с подачи наших европейских партнеров, план преобразования отечественных портов из действующей модели в модель «порт-лендлорд». Эта модель уже лет двадцать работает в странах Северо-Западной Европы.

Начнем разбираться, в чем ее суть. Согласно модели «порт-лендлорд» портовые администрации не занимаются предоставлением операционных услуг в порту, а сосредотачиваются на роли распорядителя земли и регулятора деятельности порта. Администрация порта фактически становится управляющей компанией, которая занимается развитием порта и выступает, прежде всего, как планировщик застройки территории, регулятор работы субъектов портовой деятельности, координатор в процессе построения логистических цепочек, а также девелопер по развитию базовой (стратегической) инфраструктуры.

Добавлю: в орган управления администрацией порта – наблюдательный совет – могут быть включены самые разные заинтересованные стороны. Вот, к примеру, порт «Марсель» на 100 процентов государственный и в его Наблюдателем совете пятеро представителей от государства, четверо – от региональных властей, трое – от сотрудников порта, двое – от бизнеса и еще трое – это независимые члены. А в администрации порта «Антверпен», который является на 100 процентов муниципальным и имеет правовой статус публичного общества с ограниченной ответственностью, Наблюдательный совет состоит из шести представителей муниципалитета и шести независимых членов.

Замечу, что почти по такой схеме больше сотни лет назад возникла в Одессе зона «порто-франко». Правда, она не замыкалась исключительно на управление портом, а занималась широким кругом вопросом, но в руководство «порт-франко» входили представители государства, купечества и тогдашней муниципальной власти. Словом, это самый «порт-лендлорд» давно забытое старое…

Я и мои коллеги много лет подряд «пробиваем» идею передачи портов в коммунальную собственность тех городов, на земле которых они расположены. Идея приватизации портов или передачи их кому-то концессию вряд ли принесет пользу городу и государству. Примеры работы портовиков Марселя, Амстердама и Гамбурга доказывают, что управление портами, осуществляемое муниципалитетом (государством) с одной стороны и представителями бизнеса с другой, дают возможность совмещать интересы территории с интересами капитала.

Будем надеяться, что в этот раз реформа портов сдвинется с места.

Автор: журналист Игорь Розов

Похожие новости

Комментарии

СМИ Украины: