«Валюта» дешевеет, а цены растут
Куда не глянешь, цены растут. Причем, не на копейки, а на гривны. Самое удивительное в этой ситуации – несоответствие цены оказанной услуге или проданному товару. Вообще-то, порядок ценообразования в Украине, – в частности, в Одессе, – тоже вызывает вопросы. Вот, скажем, в подземном переходе Дерибасовская – Преображенская, при входе, пардон, в туалет – ценник. Пять гривен! В Мадриде, на самом старом городском рынке в Европе, эта услуга стоит 50 евроцентов. В Одессе, получается дешевле, но мы же не в Испании с ее заработной платой и пенсиями. Хотя эта страна не самая дорогая в Евросоюзе.
Раньше, год назад, молочница, у которой много лет покупаю творог, в ответ на мои сетования, чего так дорого, отвечала: а сколько стоит доллар и евро? Такое впечатление, что она покупает корма не в своем районе, а где-то на полях Швейцарии. Тот же ответ звучал на мой вопрос мяснику. Ну, его объяснить могу: есть стойкое впечатление, что втюхивает мне не отечественную, а польскую свинину или говядину.
Не говоря уже о торговых сетях, где цены четко привязаны к валютному курсу. Но если это так, то почему на протяжении более полугода там не меняют ценники? Доллар и евро постоянно дешевеют. Постоянно. Многие экономисты относят развитие ситуации с ценами и курсом валюты к тому, что в Украину хлынул поток евро из стран Евросоюза, где трудятся наши земляки. А раз много стало этих самых европейских «денежек», значит, получается можно взвинтить цены на продукты питания и услуги?!?
Еще на чем акцентируют свое внимание эксперты – рост пенсий и зарплат. Мол, если растут доходы населения, то торговля, как, впрочем, вся сфера обслуживания, пытается на этом самом росте заработать.
Удивительная ситуация. В том же Евросоюзе цены увеличиваются не на несколько евро, а на десяток евроцентов. И такой, – по нашему, – «копеечный» рост приносит серьезные доходы, ибо там торговля живет с оборота, а не на увеличение доли наценки в цене товара. Там серьезно капитализирован рынок, у нас – остается все на уровне девяностых. Обыкновенный «толчок», только под общей крышей, именующей себя сегодня или «универсамом», или «торговым центром».
Легенды, типа «рынок сам все урегулирует», – остаются легендами. Если государство не будет наказывать предпринимателя за накручивание цены и получение сверхприбыли, то сей факт означает, что население останется один на один со спекулянтами, а не предпринимателями. А спекулянт, как ни в чем не бывало, чувствуя свою безнаказанность, продолжит раздевать обывателя. Беда в том, что в сферах, которые, якобы, регулирует государство, – «коммуналка», газ, электроэнергия, – тоже присутствует спекуляция. Государство здесь ничем не отличается от продавцов в торговых сетях и на городских базарах.