Так что же делать с долгами за «коммуналку»?
Так, что же делать с долгами населения за «коммуналку»? Вопрос непраздный. Судите сами: сейчас сумма в 70 миллиардов гривен, фактически недополученных коммунальщиками, превышает заложенную в госбюджете-2019 сумму на субсидии в размере 55 миллиардов.
Почему растут долги? Давайте займемся арифметикой. Если посмотрим на сумму, которая фигурирует в платежках по всем видам коммунальных услуг, то в январе-2018 она составляла в Украине 15 миллиардов гривен. А в январе-2019 – уже более 20 миллиардов. Платежки за год, январь к январю, «распухли» на 40 процентов. В то же время, реальные доходы населения за 2018 год (с поправкой на инфляцию) выросли на 9,9 процента. То есть, мы имеем примерно 30-процентный разрыв между ростом коммунальных тарифов и реальными доходами населения.
Что получается? Рост тарифов значительно превышает рост реальных доходов, и многим даже летом не хватает ресурса, чтобы выплачивать долги за коммуналку. И каждому следующему отопительному сезону мы подходим с долгами, растущими, как снежный ком.
И еще. За последний год количество получателей субсидий сократилось практически вдвое. Если в феврале 2018 года субсидии получали 6 440 500 домохозяйств, то есть 43 процента от общего количества домохозяйств в Украине, то в феврале-2019 это число сократилось до 3 735 100 домохозяйств – до 25 процентов.
Так, что же делать в этой ситуации? Есть популистское предложение: списать долги населению. Почему употребил прилагательное «популистское»? Да потому, что, во-первых, оно будет не воспринято теми, кто добросовестно оплачивал «коммуналку». А, во-вторых, – это самое главное, – остальная часть плательщиков примет для себя вполне приятное решение: раз государство прощает долги, то зачем вообще платить?
Полагаю, здесь должно быть комплексное решение. Тарифы не должны расти, если не наблюдается рост реальных доходов граждан. Выход из ситуации в моратории на взыскание долгов и на повышение коммунальных тарифов на ближайшие пять лет. Это предложение ряда экономистов, во главе с Александром Охрименко. Еще один момент: наведение порядка в «Нафтогазе Украина».
Необходимо создать рыночной механизм ценообразования на газ, по модели газового «хаба», где смешивается газ украинской и импортной добычи. Не по коррупционным схемам, как 5 лет назад, а по экономически обоснованным показателям. Тогда мы бы имели среднюю цену по рынку (намного меньше, чем сейчас) – и для промышленности, и для населения. В итоге тарифы на тепло снизились бы на 30-40 процентов – с помощью реальных рыночных механизмов.
Второй шаг, – повторяю, – мораторий на повышение тарифов за услуги ЖКХ. В том числе, с помощью антимонопольных расследований, который прижали бы монополистов. Третий шаг – упорядоченье списков «субсидиантов» с помощью верификации и создания полноценного реестра.
Посмотрим, хватит ли воли на такие действия у нового Президента.