О главном архиве замолвите слово!
Есть темы, которых не касаешься в надежде, что они решатся сами. Без вмешательства общественности. Примеры? Называю. Место для переезда областного государственного архива Одесской области.
Напомню, что здание, в котором он сегодня существует, было передано решением областного парламента одной из духовных общин. Что, вообще-то, нормально. Исполняли давно принятый закон. Но не исполнили главного: не назвали адрес, куда переместят работников и громадное количество бесценных документов.
Тут поправлюсь: адрес назвали. Но место переезда вызвало такую бурю негодования у общественности города и области, что и депутаты областного совета, и руководство областной государственной администрации, попятились… и предложили новый вариант. Построить новое современное здание. Чтоб все было в ногу со временем.
Сказкам верят дети. Сказкам, которые рассказывают чиновники, – изредка, – верят взрослые. Полагаю, что архивисты относятся, как раз, к их числу. Я – нет. Понимал и понимаю, что сегодня выбить решение от власти, – утопия. Молча, наблюдал за движением ученых (это – архивисты) и власти (городское и областное правительство плюс депутаты). Делаю вывод: никто ничего не решает.
То есть на словах что-то чирикают. На деле – тишина. Между тем, в областной столице, – при желании властей, – можно было бы спокойно отыскать здание, которое и по своей географии, и по площади вполне подошло к переезду исторической документации не только Одессы и всего региона, но и страны.
Речь веду о Дворце профсоюзов, что стоит на Куликовом поле. Рассказы о том, что там надо разместить штаб военно-морского флота Украины, вызывают иронию. Во-первых, помещения, где раньше располагался штаб Одесского военного округа, по идеи, должны были бы наполовину опустеть, ибо границы округа резко сократились. Следовательно, там нашлось бы место для работы руководства военных моряков. Учитывая, – подчеркну, – что и связь, и наличие помещений для охраны, – все уже есть.
В конце концов, пустует комплекс зданий, где раньше располагалось Черноморское морское пароходство. И там могли бы осесть «военморы». Словом, адресов для штаба хватает.
Теперь вернусь ко Дворцу профсоюзов. Претензии этой организации на собственность бывшего партийного руководства города и области, – смешны. Они, – профсоюзы, – получили ее после ликвидации пятой статьи Конституции СССР и ни копейки денег, – наших взносов, – туда не вложили. Зато неплохо зарабатывали все это время на сдаче в аренду помещений.
Как по мне, так и городское и областное правительство могли бы провести переговоры с этой, потерявшей всякое значение организацией, ибо, чем она занимается сегодня, никто из ее начальников толком объяснить не может. И еще одна деталь: этот дом, принявший архив, мог бы одновременно стать и материальным свидетельством одесской трагедии 2-ого мая. Не тронутой. Сохраненной для истории.