Как нас дурят с «Роттердамом+»
Начну с объяснения, что такое формула «Роттердам+», ибо ею успешно пользуется Национальная комиссия, объясняя необходимость повышения тарифов на электроэнергию.
«Роттердам плюс» - это формула расчет тарифов тепловой генерации, которая производит электроэнергию путем сжигания угля. Только меньше пяти процентов топлива импортируется морем. Естественно, оно хуже экологического качества, нежели стандарт в Роттердаме, но оттуда не поставлено ни одной тонны угля.
Импортируется только антрацит (более четырех с половиной миллионов тонн), что меньше 20 процентов всего угля. Большая часть импорта идет из России. Остальные более 80 процентов (марка Г – импортируется свыше 21 миллиона тонн) – добывается в Украине.
Сто процентов угля закладываются в тарифы по цене «Роттердам + доставка морем + перевалка в порту + плюс доставка железной дорогой», несмотря на то, откуда поставляется уголь. Даже если такой уголь не отвечает по качеству стандартам в Роттердаме, все равно в тариф начисляется по этой формуле. А стандартам Роттердам он действительно не отвечает.
Теперь о том, кто добывает уголь в Украине. Беру данные, опубликованные киевским экспертом Андреем Герусом. Основным бенефициаром здесь является частная компания ДТЭК, которой владеет один из самых богатых украинцев Ренат Ахметов.
Эта компания добыла в прошлом году 24,2 миллиона тонн, или 85 процентов всего украинского угля. Весь этот уголь не роттедамского качества закладывается в тарифы электроэнергии по цене «Роттердам+». Между прочим, эта же компания владеет восьмьюдесятью процентами теплоэлектроцентралей, где этот уголь сгорает.
На 1 апреля 2018 года эта формула «Роттердам+» принесла уже более 26,3 миллиарда гривен сверхприбыли. А, вот, сценарий получений таких сверх доходов. С 1 января 2018 года цена на уголь выросла на 21 процент: с двух тысяч до двух тысяч 425 гривен за тонну. Это стало основным фактором роста общей оптовой цены на электроэнергию на девять с половиной процентов.
С 1 апреля цена угля, что начисляется в тарифы, снова выросла на 7 процентов – до двух тысяч 525 гривен за тонну, что стало, - опять-таки! – основным фактором повышения цены на электроэнергию на 6,2 процента.
«Малый, средний, большой бизнес, школы, университеты, поликлиники, больницы, детские сады, водоканалы, метро, электротранспорт – снова получили высокие тарифы на электроэнергию», - делает печальный вывод Андрей Герус.
Словом, теперь, надеюсь, вы разобрались, что такое формула «Роттердам+», господа одесситы….