В центре внимания 24.06.2015
Пока одесситы слушают и смотрят нового губернатора Михиеля Саакашвили. Кто-то восторженно радуется. Другие осторожно оценивают. Разброд во мнениях велик. И, замечу, разнится по возрасту. Молодые трепетно ожидают момента вскочить в открывшуюся дверь «социального лифта». Те, - что постарше, - пытаются уяснить экономическую программу команды Михиеля Николозовича. Сделать это трудно. Во-первых, прошло мало времени с момента назначения Саакашвили на пост главы областной государственной администрации. Во-вторых, по отдельным заявлениям бывшего Президента Грузии и его «команды» пока невозможно представить себе цельную «картину» реформирования региона и областной столицы. Ясно, что на первом плане сегодня у пришедших к власти, - кадровые проблемы. Что вполне объяснимо и имеет свои резоны. Но кое-какие планы, все-таки, озвучиваются. В области упор – на развитие аграрного сектора. В Одессе и других портовых городах – развитие транспортной инфраструктуры, которая обязана стать частью международных транспортных «коридоров». Ну, и, естественно, туризм. О чем более всего говорят люди, занятые в сфере обслуживания. Параллельно, не забывают крылатую и ласкающую фразу: «Одесса – культурная столица если не мира, то Европы – точно!». Мне уже не раз приходилось задавать один и то же вопрос: «Может ли город с миллионным населением прокормиться за счет развитой сферы услуг? Учитывая, что сезон отдыха короткий по времени – не более пяти месяцев…». От этого вопроса пренебрежительно отмахиваются, ибо считают, что весь мир уже давно живет в эпоху «третьей волны», если употреблять классификацию известного американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера. На самом деле такой экономически слабой стране, как Украина, весьма далеко до информационного общества, - «третьей волны», - ибо мы, как и остальные страны постсоветского пространства даже не дошли до уровня традиционного индустриализма, который завершился в США в шестидесятых годах прошлого века. Если вспомнить Одессу «советского» периода, то не стоит забывать, что даже в период рассвета двух пароходств, - Черноморского и Дунайского, - «плюс» всего портового комплекса, как на Черном море, так и на Дунае, в городе и области существовала мощное станкостроение, развитое продовольственное машиностроение и громадный «пул» по переработке сырья и производству продуктов питания. Другими словами, база для пополнения бюджетов разных уровней была во много раз солидней, нежели торговля, туризм и сфера иных услуг. Словом, мы тогда были ближе к индустриальному обществу, нежели сегодня. Понятно, что восстанавливать уже «убитые» предприятия – поздно. Но, вот, ставить на развитие региона и Одессы, как на территорию аграрную, транспортную и туристическую – было бы ошибочно. Допускаю, что какие-то планы на сей счет у ближайшего окружения Саакашвили имеются. Хотя, судя, по публичным высказываниям Михиеля Николозовича, он больше настроен на поиск инвесторов в перечисленных выше сферах, что объяснимо для человека, родившегося в такой стране, как Грузия. И тут можно наткнуться на несколько «рифов». Международные транспортные «коридоры» могут существовать на картах. И Одесса вместе с областью там зафиксированы. Но они только тогда начинают работать, когда в них есть потребность перевозчиков. А здесь мы сталкиваемся с серьезной конкуренцией со стороны таких причерноморских стран, как Румыния, Болгария и Турция. Такая же ситуация и в сфере туристического бизнеса, где присутствуют упомянутые выше конкуренты. Как по мне, так имело бы смысл Саакашвили его «команде» не зацикливаться исключительно на эмоциональном сообществе местных активистов, а начинать серьезный диалог и с учеными-практиками, и с предпринимателями Одессы и области, занятыми в сфере производства. Иначе мы услышим заявления, которые уже прозвучали в ходе Стратегической сессии: ввести сбор в размере пяти гривен с каждых ста гривен, оставленных в заведениях и отелей на поддержку культурных проектов. Еще один налог – это не признак экономических реформ.