ГРАД » Новости » От любого подорожания топлива выигрывает государство: мнение эксперта

От любого подорожания топлива выигрывает государство: мнение эксперта

Читать grad.ua в  


Цены на заправках продолжают стремительно расти и бить рекорды. Только в выходные цена за литр топлива подскочила на 10–40 коп. В среднем по стране А-95 «Премиум» стоит больше 30-и гривен. В Одесском регионе на большинстве заправок эта цифра уже давно выше.

Эксперты называют несколько причин постоянного роста цены на топливо.

 

Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: Причинами этого стало подорожание топлива на границе страны, поскольку мы завозим 80-85% нефтепродуктов. Вторым фактором стало удешевление гривны, и поскольку 85% этих нефтепродуктов трейдеры закупают как раз за доллар и за евро, это также повлияло на цены. 

 

Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: Рост цен на границе составил примерно 7-8%, на столько же подешевела гривна, если переводить проценты в розничную цену, то сформировался экономически обоснованный потенциал для подорожания топлива в среднем на 1,40 грн. за литр. Из этой гривны сорок примерно гривну трейдеры уже выбрали. Следовательно, до конца месяца ожидается рост цен еще примерно на 40 копеек.

 

Это подорожание экономически обоснованное и каких-либо спекуляций на этом рынке пока не отмечено, уточнил эксперт. В то же время, еще в середине декабря Антимонопольный комитет создал комиссию, которая должна была проанализировать возможный сговор на рынке по повышению цен на бензин. Но до сих пор результатов расследования нет.

Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: Трейдерам и самим не выгодно повышать цены в зимнее время, когда спрос и так низкий, поэтому они предпринимают все возможное, чтоб это подорожание не шокировало потребителей. 

 

Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: К сожалению, нет каких-либо оснований говорить о возможном прекращении роста цен в феврале, поскольку политика Национального банка, проводимая в настоящее время, скорее всего, не изменится. Это значит, что гривна будет дешеветь, а с ней будут дорожать все ввозимые в страну продукты, товары, услуги, в том числе бензин с дизельным топливом. Каждые 10 копеек в курсе гривны будут приводить к росту цен на заправках примерно на 7-8 копеек через 2 недели, и это соотношение будет сохраняться до конца нынешнего года. 

 

Что касается доходности заправочного бизнеса, то украинские цифры меньше среднеевропейских, утверждают специалисты. Правда, это относится только к тем трейдерам, которые работают, что называется, «в белую»

Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: Следует уточнить, речь идет только о тех трейдерах, которые платят налоги и сборы в полном объеме. Что касается теневого рынка, то он выигрывает от любого подорожания, поскольку этих налогов не платит. И опять же, от любого подорожания выигрывает государство, поскольку, во-первых, оно получает не 5-7%, как трейдеры, а 38% с каждого литра топлива. При этом, эти 38% защищены от инфляции, поскольку акцизный налог изымается в евро, пусть и по курсу национального банка, но все-таки в стабильной валюте. 

 



Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: Так что, если кого-то и обвинять в настоящих проблемах, то это, во-первых, теневиков, а во-вторых, государство, которые, поскольку получают стабильный доход от продажи топлива, не заинтересованы никак в том, чтобы уменьшить количество заправок, которые торгуют топливом, в том числе суррогатным, «в тёмную», не платя никакие налоги и игнорируя интересы потребителя. 

 

Но самая главная проблема не в увеличении цен на топливо, а в низких доходах украинцев, подчеркнул аналитик.

Геннадий Рябцев, ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований: Если сравнивать, сколько каждый украинский гражданин может купить топлива за среднюю зарплату, то можно увидеть, что эта сумма в 2-2,5 раза меньше, чем в Болгарии, в 3 раза меньше, чем в Беларуси, в 5 раз меньше, чем в России и на порядок меньше, чем в большинстве стран Западной Европы. И здесь, на мой взгляд, главная проблема – не в высоких ценах на бензин, которые у нас ни чем не отличаются, за вычетом налогов, от цен в большинстве стран Европы, поскольку Украина соответствует рынку, то есть ведет себя украинский рынок точно также, как и рынки стран Восточной Европы, а проблема – в низких доходах граждан, низкой платежеспособности граждан.  Поэтому, задание правительства в настоящее время – не в снижении цен, а в повышении уровня доходов населения, платежеспособности украинских граждан, именно этим нужно заниматься Кабинету министров Украины


Похожие новости

Комментарии

СМИ Украины: