Оскар Рудольфович Мунц – профессор, доктор архитектуры
Оскар Мунц родился в Одессе, в семье генерального консула Королевства Нидерланды, 2 октября 1871 года. В 1889 году он переехал в Петербург. По «изъявленному им желанию» в 1893 получил российское подданство.
В 1896 году Мунц окончил с золотой медалью архитектурное отделение Академии художеств по классу Льва Бенуа, получил право на заграничную командировку. Вернувшись из поездки по Западной Европе, Оскар Мунц поселился в Петербурге. В 1901 году он начал работать самостоятельно.
Творческая деятельность Мунца проникнута рационализмом. После проектов в духе раннего модерна с использованием характерных криволинейных форм и стилизацией на русские темы, в работах О.Р. Мунца преобладают строгие линии позднего модерна (доходный дом на Нарвской площади, дача Завадовского в Финляндии, отделка интерьеров Екатерининского собрания в Петербурге).
Значительная часть его проектов воплощена в Петербурге. Это промышленные (фабрика «Скороход»), жилые здания, школы. Кроме того, Русско-Азиатский банк и женские медицинские курсы в Харькове.
В Москве по его проекту построено единственное здание. Но зато какое! Оскар Мунц один из зодчих Московского Императорского почтамта.
Постоянный интерес зодчего к выразительности материала, рационализм приема и метода и столь же программная ориентация на слияние творческой интуиции художника с точным расчетом конструктора в использовании самого современного материала — железобетона — нашли полное выражение в одном из лучших памятников архитектуры послереволюционных лет — Волховской ГЭС.
В конце 20-х — начале 30-х годов в творчестве Мунца появляются черты своеобразно понимаемой новой архитектуры: обнаженная четкость и подчеркнутый геометризм объемов, экспрессия ритмов и резко сопоставленных форм и плоскостей (проект памятника Колумбу в Санто-Доминго, дом правительства в Харькове в соавторстве с А. И. Дмитриевым, генеральный план города Кировска).
Большой художник, Мунц был также крупным теоретиком, причем теоретиком-исследователем. Его идеи о качественном различии архитектуры античности, нового времени и средневековья, о возможностях использования каждой из этих традиций, о верности материалу, о природе ритма в искусстве не связаны с декларациями или манифестами определенных направлений.
Последняя работа Мунца – проект дома-бомбоубежища (1941 год).
Умер Оскар Рудольфович Мунц в 1942 году в блокадном Ленинграде, в стенах Академии художеств, в которой преподавал более трех десятилетий в качестве преподавателя и профессора архитектурного факультета. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском православном кладбище.