Цветы на асфальте: одесские беспризорники 1926 год
Это заметка из одесской газеты «Известия» от 28 сентября 1926 года.
После Первой мировой и Гражданской войн, двух революций. кроме разрухи, осталась и массовая беспризорность. Дети остались без опеки, сотни тысяч бродили по стране. Точной статистики просто нет, но имеются данные, что в 1921 году беспризорных было 4 с половиной миллиона, по другим данным – в 1922 году насчитали 7 миллионов.
Советское государство было крайне озабочено проблемой и серьезно занималось её решением. Принят декрет о создании Совета по защите детей. Его возглавил нарком просвещения Анатолий Луначарский. В 1921 году создана «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Феликсом Дзержинским, который руководил ВЧК. Ф.Э. Дзержинский посетил Одессу 1 июня 1921 года. К тому времени, 21 апреля 1921 года, в Одессе создан Первый показательный детский городок имени Коминтерна. На совещании в Одессе обсуждали, в частности, состояние дел в детских учреждениях, которых в городе насчитывалось пять, в них было 575 детей при 108 сотрудниках
Тем не менее, быстрой победы, разумеется никто не ожидал. Исследования показали, что беспризорные входят в жестко организованные группировки со своей иерархией, порядками, законами. Об этом подробно рассказывается в книге Малахова В.П. и Степаненко Б.А. «Одесса, 1920-1965. Люди… События… Факты». Большую группу среди беспризорных составляли «понтовщики», которые просили милостыню, рассказывая о смерти родственников, о болезнях, пожарах. Были «шнеры», или «сухопутные рыболовы», они занимались мелкими кражами с помощью крючков. На вершине стояли «урканы» — квалифицированные воры. Они, например, решали, кто получит право попасть в «кодло», чтобы иметь защиту и постоянную «хаверу», то есть крышу над головой. «Жлобы» (новички) должны были выполнить «заказ», то есть задание раздобыть денег, еды, алкоголя.
«Хаверы» находились в Одессе в самых разных пунктах: напротив Херсонского участка милиции, на Новом базаре, на Привозе. Самая «благоустроенная» разместиласьо на бульваре Фельдмана (Приморский), под рестораном «Пищетреста».
Впрочем, были официальные приюты-ночлежки. Они являлись разновидностью трудовых коммун, там работали педагоги. Только в одном таком приюте, на улице Розы Люксембург за год (1925-1926) побывало 480 воспитанников. Треть из них устроили на работу, они порвали с бродячей жизнью. В этот период на Ришельевской №9 работала губернская комиссия помощи детям. В ведении комиссии было 17 детдомов, в которых воспитывалось 1700 человек Председатель комиссии А.А. Рекис; заместители Е.Е. Маркович и Я.М. Рутман; секретарь Н.А. Подорольский, уполномоченный В.З. Вайнтрауб.
В 1927 году в Одессу приезжал председатель Совнаркома УССР Влас Яковлевич Чубарь. Помимо вопросов развития городской экономики и хозяйства, он большое внимание уделил борьбе с детской беспризорностью. После этого в городе процессы приобрели более активный характер. С мая по август 1927 года с улиц изъято 352 беспризорных. Детей, по возможности, возвращали к родителям, направляли в различные учреждения. На Подбельского, например, открыт новый детский дом на 200 мест. Считатется, что к концу 1928 года проблема беспризорности в Одессе была практически решена – 15-18-летние направлены в трудовые колонии (такого типа, как учреждения Антона Семеновича Макаренко под Полтавой и в Куряже близ Харькова); более младшие по возрасту распределены по детским домам, трудовым коммунам и лечебным учреждениям.
Над массовой беспризорностью была одержана победа.
Принято считать, что ликвидация беспризорности в целом по стране относится к середине 1930-х годов. В 1935 году вышло постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В документе отмечалось: массовая беспризорность ликвидирована, но небольшое число беспризорников всё ещё остаётся, и потому прекращать работу рано.