ГРАД » Этот день в истории Одессы » В городе эпидемия: проводилась поголовная профилактика

В городе эпидемия: проводилась поголовная профилактика

Холера
Читать grad.ua в  

14 августа 1970 года в газете «Знамя коммунизма» в рубрике «Служба здоровья» одесситы прочли сообщение о врачебной профилактике всего городского населения.

Бороться с холерным вибрионом решили одномоментным приемом антибиотиков – по совету московских экспертов, академика Н. Жукова-Вережникова и профессора Е. Ковалевой. Надо было принимать по одной таблетке тетрациклина три раза в день в течение 4 суток.

Министерство здравоохранения доставило в Одессу 4,5 миллионов конвалют тетрациклина и окситетрациклина. Всего 2,3 миллиона конвалют в расчете на 950 тысяч взрослых и детей старше 4-х лет. Однако люди стали принимать антибиотики стихийно раньше указанного срока: только в течение одного дня, 9 августа, продано 240 тысяч упаковок.

Тетрациклин

Профессор Дмитрий Урсу писал в книге «Одесса в европейском научном и культурном пространстве»:

Это свидетельствует, между прочим, о том, что в Одессе невозможно было сохранить даже самые строгие тайны.

Нужно сказать, что человечество практически победило такие смертельно опасные болезни, как чума и оспа, научилось бороться с туберкулезом и сифилисом. Но есть недуги, которые пока побороть не удалось. К таким заболеваниям относятся кишечные инфекции. Наиболее известные: холера, дизентерия, ротавирусный гастроэнтерит (желудочный грипп), брюшной тиф и другие.

Холера

Особенно опасны были курортные зоны, где социально-гигиенические условия зачастую не отвечали элементарным требованиям. При массовом наплыве отдыхающих в частном секторе и ряде государственных пансионатов наблюдались проблемы в обеспечении эпидемиологической безопасности. Скученное размещение, недостаток воды, особенно в Крыму, питание курортников в сомнительных заведениях способствовали возникновению вспышек кишечных инфекций.

Холера – острое эпидемическое заболевание, сопровождаемое поносом, рвотой, болями в животе, судорогами. Вызывает болезнь холерный вибрион, передающийся от больного (вибриононосителя) через воду, пищу, грязные руки. Инкубационный период – 2–3 дня. Без срочной медицинской помощи больной может умереть от обезвоживания. Холерные вибрионы вырабатывают токсин, вызывающий катастрофически быструю потерю жидкости через кишечник – до 30 литров в день. Спасти больного может только внутривенное введение нескольких литров воды с раствором солей.

С 1926 года по 60-е годы холеру в СССР не выявляли.

Холера

Эпидемия нагрянула в 1970 году сразу из двух источников. В Астрахань холеру завезли через Каспийское море из Туркмении и Ирана. В Одессу болезнь проникла на судах из Пакистана и Индии. Когда масштабы заболевания обозначились, в Минздраве  была создана Всесоюзная чрезвычайная противоэпидемическая комиссия (ВЧПК), наделенная широкими полномочиями. Астрахань, Одесса и Керчь, где ситуация оказалась наиболее угрожающей, были закрыты на полный карантин. Частично под карантин попал и Херсон.

Эпидемия

Первой жертвы холеры в Одессе стал 57-летний сторож на полях орошения, где производилась фильтрация сточных вод. Сам он полагал, что отравился копченой рыбой. В больницу доставили в тяжелом состоянии в 9 утра, а вечером он умер. Холерный вибрион выявили у покойника только на следующий день. К тому времени умер второй пациент – работник ликероводочного завода, у которого накануне обнаружены аналогичные симптомы. Немедленно были приняты беспрецедентные санитарные меры. В ночь с 3-го на 4 августа 1970 года рота внутренних войск оцепила Одесскую инфекционную больницу, развернули госпиталя для больных и изоляторы для контактных.

Комиссия в Одессе

Начались поквартирные обходы: врачи выявляли людей с кишечными проблемами. 6 августа в одесском морском порту поднят желтый холерный флаг: посадку на пароходы разрешить только пассажирам из других городов, затем вывести суда на рейд и поставить на шесть суток на обсервацию. Люди стали массово покидать город – они штурмовали самолеты и поезда.

8 августа была дана команда закрыть все пионерские лагеря и устроить в них обсервационные пункты. Для людей, скопившихся на вокзалах и не имевших жилья в Одессе, подготовлены спальные места в пассажирских поездах. С 6 часов вечера город с прилегающими сельскими районами оцеплен плотным кордоном войск. Было прекращено движение пассажирских поездов, отменены вылеты самолетов, кроме спецрейсов.

Нужно сказать, от приема тетрациклина уклонилось только 2% жителей, более 94% – прошли полный курс. Несмотря на принятые меры, в августе-сентябре 1970 года в Одессе выявлены около 600 вибрионосителей, заболели холерой 125 человек, 20 скончались, по другим данным – 13 жертв.

Пациент в клинике

Академик Н.Н. Жуков-Вережников – выдающийся врач и ученый, он внес большой вклад в становление и развитие иммунологии, генетики, эпидемиологии и микробиологии особо опасных инфекций, космической биологии.

Академик Жуков-Вережников шестой слеваВ общей сложности Н.Н. Жуков-Вережников принимал участие в ликвидации более чем 25 вспышек чумы и 18 вспышек холеры.


Похожие новости

Комментарии

  1. Пользователь Оксана Кушнир
    14 августа 2019 13:07

    Летом 1970 года приехала с родителями на каникулы и в отпуск в родную Одессу, т.к. на тот момент отец служил в Южной Группе Войск. И "попали" через несколько дней на холеру. Поскольку на тот момент мне уже было 15 лет, поэтому все происходившее помню очень хорошо.

    Да, были поквартирные обходы врачей, в нашей "сталинке" на Воровского прямо в бомбоубежище брали у одесситов "проволокой с крючком" анализы, извините, из заднего прохода. А потом была обсервация для выезжающих из города (отцу нужно было вовремя вернуться на службу и школа была не за горами). Наша семья проходила ее в Чабанке.

    Помню, на каждую семью был выделен деревянный домик с окнами без стекол, отвратительная еда в столовой (с собой еду на обсервацию брать было нельзя) и холодные августовские ночи (маме удалось для меня выпросить второе солдатское одеяло). Там же на обсервации нам сделали под лопатку укол-прививку от холерного вибриона Эль-Тор (такую же прививку нам затем повторили в Будапеште уже перед возвращением в Союз). Правда, потом выяснилось, что вибрион в Одессе был не Эль-Тор, и на сердце такие прививки действуют отрицательно, но других-то прививок от холеры не было - то какая, мол, разница?!

    Затем по идеально чистому городу нас в сопровождении автоматчиков вывезли в аэропорт и рейсом Симферополь-Одесса-Ужгород мы вылетели к западной границе.

СМИ Украины: