Зодчий Петербурга – немец из Одессы
Эрнест Виррих родился в Одессе в семье выходцев из Германии. В 1878 поступил в Академию Художеств на отделение исторической живописи, затем перешел на архитектурное отделение, в 1890 получил звание архитектора-художника. Уже во время учебы работал как помощник видных петербургских архитекторов В.В. Шаубе и П.Ю. Сюзора – представителей зарождающегося стиля модерн. В Академии Виррих был награжден пятью золотыми медалями, двумя из них – за проект Городской думы в столице. В 1890 году Э. Виррих заканчивает Академический курс наук и удостаивается звания Классного художника первой степени.
Его первой самостоятельной работой стало проектирование Успенского кафедрального собора в Омске, созданного в модном тогда неорусском стиле. Кроме того, Виррих проектировал павильоны Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
Но главной ареной его творчества стал Санкт-Петербург. Одним из первых он стал применять современные стройматериалы – железобетонные конструкции – в общественных и жилых зданиях, удивительно корректно и бережно вписывая постройки в исторический архитектурный ландшафт. Наиболее значимыми работами Вирриха являются комплекс Политехнического института; Торговый дом Гвардейского экономического общества (позднее – знаменитый ДЛТ «Дом ленинградской торговли); жилой комплекс-гигант Бассейного кооперативного товарищества собственников квартир (1912). отметим, эти масштабные проекты осуществлялись в соавторстве с талантливыми архитекторами.
Потомки так оценили здание института:
За труды по созданию ансамбля Политехнического института Э.Ф. Вирриху был пожалован орден Святой Анны 3-й степени, кроме того, он был удостоен звания академика архитектуры.
В 1921 эмигрировал в США, где жил и работал его сын Владимир. Он не нашел себе применения как архитектор, но с исключительным успехом работал как художник на производстве шелковых тканей.
Точная дата его ухода из жизни не известна. Последние сведения о Виррихе относятся к 1949 году, когда 88-летний Эрнест Виррих жил в приюте для престарелых. Он и тогда не расставался с искусством – писал красивые изящные акварели.