Виктор Типот – основатель Театра сатиры
Виктор Яковлевич Гинзбург – драматург, режиссер, публицист, писатель. Окончил гимназию в Одессе. Учился в Германии, в 1918 году окончил Новороссийский университет. Родной брат литературоведа Лидии Яковлевны Гинзбург. За большой нос прозван друзьями Чайник, взял прозвище псевдонимом в оригинальном английском звучании – Типот (tea pot).
После Октябрьской революции автор и режиссёр театра миниатюр Крот («Конгрегация рыцарей острого театра»). В подвале на углу Екатерининской и Театрального переулка (впоследствии Клуб работников торговли) работали Виктор Типот и Вера Инбер, Рина Зеленая и юный Давид Ойстрах.
В 1920-х годах был художественным руководителем Московского театра сатиры. «Подать серьезную тему в легкой форме дело серьезное и нелегкое», писал Типот в статье «По поводу сатиры вообще и Театра сатиры в частности». Он видел в современности немало объектов для сатиры. Отстаивал «эстрадный уклон», форму обозрения («отказ от строгой сюжетности и психологизма, ударность слова и выпуклость положения, разнообразие и остроту приемов воздействия на зрителя»). Верный своим принципам, покинул Театр сатиры, когда тот перешел к «большим» формам комедийного спектакля.
В 1938 году организовал вместе с Давидом Гутманом Московский театр эстрады и миниатюр. Писал скетчи и номера для артистов эстрады. В годы войны, на Урале, писал «производственные обозрения», эстрадные номера для фронтовых бригад. С 1944 в Москве, продолжал сотрудничать с артистами эстрады: музыкальные фельетоны для Л. Атманаки, интермедии для Л. Мирова и Е. Дарского, позднее для Мирова и М. Новицкого.
Типот ратовал за «умную» эстраду: главным оставалась постановка проблемы, мысль, заявленная в сценке, пародии, монологе, куплете, обозрении.
Более всего Виктор Типот прославился как соавтор либретто популярных оперетт. Это «Девичий переполох», «Вольный ветер», и, конечно, «Свадьба в Малиновке» (совместно с Леонидом Юхвидом).
Музыку, насыщенную песенной стихией, основанную по преимуществу на украинских народных мелодиях, написал Борис Александров.
Режиссер Григорий Ярон о постановке «Свадьбы в Малиновке»:
...Летом 1936 года Л. Юхвид приехал из Харькова в Москву, пришел ко мне, с таинственным видом вынул из кармана какие-то листочки и начал читать их на украинском языке. Это были первые наброски «Свадьбы в Малиновке»: сюжет, отдельные сцены, диалоги, зарисовки, он больше рассказывал, чем читал, так как основное еще не было написано. Я чувствовал, что здесь есть настоящее зерно будущего спектакля. Во-первых, это было очень талантливо, ярко, во-вторых, непривычно и ново для театра оперетты и в то же время все для него: подъем, романтичность, красочность, веселье, показ народных танцев и песен, где действующие лица могут излить и грусть, и веселье, и удаль.
Но все эти элементы надо было оформить в стройное либретто. Прослушав наброски "Свадьбы в Малиновке", я рассказал о них В. Типоту и связал его с Л. Юхвидом. Еще через день или два к работе был привлечен молодой, талантливый композитор Б. Александров.
В «Свадьбе в Малиновке» появились персонажи, никогда не бывавшие на опереточной сцене: командиры и бойцы Красной Армии (Назар Дума, красный командир). До сих пор у наших премьерш-певиц не бывало роли матери. Амплуа смешались, ибо у всех были и грусть, и веселье, и юмор, и мечты, и многое другое, что бывает у каждого человека. Так жизненно правдивая пьеса опять помогла сломать условности «масок».
Когда я начал ставить «Свадьбу в Малиновке», меня предупреждали: «Смотрите, чтобы не получилось опереточной Красной Армии» или «Ой, будет у вас опереточная гражданская война». Мы не испугались. Я и мои товарищи верили в широту возможностей жанра и в опереточного актера.
...Любопытно, что в тех случаях, когда текст Юхвида запаздывал из Харькова, Типот писал сцены самостоятельно. Из-за этого и получилось два варианта «Свадьбы в Малиновке».
Премьера спектакля состоялась 8 ноября 1937 года на сцене Московского театра оперетты и сопровождалась шумным успехом.
Умер Виктор Типот 20 октября 1960 года.