Теплоход-долгожитель «писательской» серии
Серия пассажирских лайнеров строилась по заказу Министерства морского флота СССР на верфях Германской Демократической Республики. Она состояла из пяти однотипных судов. Головным стал «Иван Франко» (1964), вторым — «Александр Пушкин» (1965), третьим — «Тарас Шевченко» (1966), за ним «Шота Руставели» (1968), завершил серию «Михаил Лермонтов» (1971). «Франко», «Шевченко» и «Руставели» предназначались для ЧМП, а «Пушкин» и «Лермонтов» для Балтийского пароходства.
Длина судна – 176 метров при высоте 39 метров, скорость – 18 узлов, 11 палуб, 738 пассажирских мест и 257 членов экипажа. Судно могло перевозить до 300 автомобилей или бронетехнику.
С 1972 года все пять судов серии начали переоборудовать в соответствии с требованиями фирм фрахтователей. Установили стабилизаторы качки, расширили общественные пассажирские помещения, дооборудовали пассажирские каюты душевыми и туалетными комнатами.
Теплоход «Тарас Шевченко» – третье судно серии – оказался долгожителем среди «братьев-писателей». Его первым капитаном стал Сергей Леванович Дондуа, работавший ранее на пассажирских судах «Белоостров» и «Литва». Сергею Дондуа всегда были присущи высокое организаторское и судоводительское мастерство, инициатива в работе и скромность. Главным механиком судна назначили В. Овчинникова, ставшего в дальнейшем главного инженера ЧМП, а затем начальника Главного управления Регистра СССР.
К слову, С.Л. Дондуа в 1974 году поднялся на мостик еще одного заметного судна – турбоход «Максим Горький», позднее капитану присвоено звание Героя Социалистического Труда.
«Тарас Шевченко» совершал длительные рейсы во всех морях и океанах. После перевода С. Дондуа, капитаном лайнера назначили Г. Маричереда. После развала ЧМП у судна появились долги за бункер топлива, воды, масла, за снабжение продуктами питания, за обслуживание в портах захода.
В 1998 года в разгар кампании по аресту судов Черноморского морского пароходства за долги лайнер был отправлен в средиземноморский круиз, во время которого дважды задерживался, но вернулся в Одессу. В 2001 году судно было приобретено Черноморским производственным объединением «Антарктика» и отремонтировано, но его выход за пределами Черного моря был рискованным из-за возможности ареста.
После смены нескольких судовладельцев и переименований с 1989 по 2004 годы, в 2005 году судно под очередным названием «Tara» было продано и разделано на металлолом, как говорится, на иголки, в Бангладеш.