Знаменитый оперный бас воспитан в Одессе
Василий Лубенцов родился в Елисаветграде. Когда мальчику было семь лет, семья переехала в Одессу. В 19 лет способности Василия заметил меценат П.Ралли, оплативший обучение.
В 1910 году он поступил в Одесское музыкальное училище, где занимается у знаменитого итальянского педагога Максимилиана Полли. Природная музыкальная одарённость студента, была настолько высока, что уже через год его принимают солистом в Одесскую оперу, которая до революции по праву числилась третьим театром России после московского Большого и петербургского Мариинского.
Одесский критик писал в 1912году:
Затем певец перебрался в Киев. Популярность Лубенцова, обладавшего глубоким, ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и широкого диапазона, росла. В 1923 году его пригласили в Большой театр, с которым и была связана вся жизнь. Он был первым в Москве королём Трефом в опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» и Борисом Тимофеевичем в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Он играет Раевского в опере В.А. Золотарёва «Декабристы», Сашку и Половцева в операх И.И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
Его театральное амплуа трудно поддаётся определению. Долгое время в его репертуаре числились главным образом партии первого положения для так называемых героических басов. Затем он стал исполнять самые разные партии, в том числе комические и бытовые, которые называют характерными. Василий Лубенцов пел Гремина и Собакина, Мельника и Мефистофеля, причём, под управлением таких придирчивых дирижёров, как Голованов, Коутс, Штейнберг, Мелик-Пашаев, это говорит о том, что его искусство отвечало высочайшим требованиям больших музыкантов, не допускавших никаких компромиссов в спектаклях.
Лубенцов всегда был в форме. Всегда красиво и полноценно звучал его огромный по диапазону голос.
Лубенцов стал незаменим в ролях, требующих отличной актёрской игры. Одним из его шедевров, запечатлённых в записи, стал Варлаам в «Борисе Годунове» – роль характерная, небольшая, но роль шаляпинского размаха:
Другие коронные роли – царь Додон в «Золотом петушке», Голова в «Черевичках» и, конечно, богатырь с заячьей душой Фарлаф и Иван Хованский.
Василий Никитич Лубенцов завершил творческий путь в Большом театре в возрасте 65 лет (редкий тогда случай).
Василий Никитич Лубенцов скончался 2 сентября 1975 года.