ГРАД » Этот день в истории Одессы » Одессу атакуют с моря
Одессу атакуют с моря
К концу октября 1914 года три корабля стояли в Одесской гавани: 2 канонерки «Донец» и «Кубанец», минный заградитель «Бештау».
Ночью турецкие эсминцы «Гайрет» и «Муавенет» вошли в порт Одессы (чтобы ввести противника в заблуждение, команды отдавались на русском языке). Ранее сигнальщики наблюдательного поста Большой Фонтан заметили в море неясный огонь, который долго держался на одном месте.
Старшина поста сообщил в порт, откуда ответили, что из Одессы вышли два парохода РОПиТ и, вероятно, виден огонь одного из них. Старшина удовольствовался ответом, потому ничего на «Донец» не сообщил. Фактическое опознание миноносцев произошло лишь в момент, когда они вошли в гавань.
В порту эсминцы открыли огонь по кораблям и портовым сооружениям. «Гайрет» торпедировал канонерку «Донец», которая быстро затонула, вторая канонерка — «Кубанец» — повреждена. Незначительные повреждения получили минный заградитель «Бештау» и 4 парохода «Витязь», «Вампоа», «Португаль», «Оксус».
Примечательно, что «Гайрет» обстрелял «Бештау», командир которого огня не открывал в надежде, что противник примет «Бештау» за коммерческий пароход и прекратит обстрел, так как попавший в трюмы снаряд мог вызвать взрыв мин.
В свою очередь, канонерка «Кубанец» обстреляла «Муавенет» и дважды попала в турецкий корабль. После второго попадания на миноносце потухло электричество и послышались крики.
Во время боя дежурный портовый катер №2 направился к Воронцовскому маяку на помощь «Донцу». На траверзе Нового мола катер со всего хода наскочил на незамеченный неприятельский миноносец, шедший без огней.
дар был настолько силен, что миноносец накренился и катер прошел вдоль борта неприятеля, задевая за шлюпбалки и выступы и вызвав на миноносце переполох. Открыв боевое освещение и бросив в катер несколько ручных гранат, миноносец увеличил ход и, осыпая катер огнем, направился к выходу из гавани.
Как полагают историки, случай предотвратил торпедную атаку и вообще изменил обстановку, так как миноносец уже не продолжал огня по «Кубанцу». На катере был один человек убит, двое ранено, перебит штуртрос и снарядом разбита рубка. Отойдя к молу, катер исправил повреждения и затем принял участие в спасении людей с «Донца».
Что касается порта и города, то огнем неприятеля были повреждены: станция трамвая, сахарный завод на Пересыпи, один резервуар в районе Нефтяной гавани, причем нефть разлилась, но не воспламенилась. Случайно избежали огня противника стоявшие в гавани несколько барж с фугасами и пироксилином, предназначавшимися для Сербии.
Под огнем «Кубанца» турецкие корабли удалились около 5-ти часов утра, в то же время минный заградитель «Самсун» поставил 28 мин у входа в порт.
Потери в личном составе: на «Донце» погибло 12 человек, ранено 12, на «Кубанце» ранено 2, на «Бештау» убито 2, ранено 3, на портовых судах убито 3, ранено 3; кроме того, были убитые и раненые на пароходах и на портовой территории.
Как писал Н. Новиков в работе «Операции флота против берега на Черном море в 1914–1917 гг.», обстоятельства гибели «Донца» вызвали, по приказанию командования, расследование. Последнее, ограничившись выяснением фактической стороны несения внешней службы, установило, что «все меры предосторожности, зависящие от командиров, были приняты, офицеры и команда были на судах, орудия были приготовлены к отражению атаки, вахта неслась с полной бдительностью».
В ту же ночь немецкие крейсеры "Гебен" и "Бреслау" обстреляли корабли на рейде Севастополя, Новороссийска и Феодосию. Послы стран Антанты от имени своих правительств предъявили Турции ультиматум с требованием публичного осуждения враждебной акции ее флота вместе с немецким и немедленного выдворения из страны всех немцев. Невыполнение ультиматума означало войну. Так все и произошло. 31 октября Россия объявила, что находится в состоянии войны с Турцией.
Ночью турецкие эсминцы «Гайрет» и «Муавенет» вошли в порт Одессы (чтобы ввести противника в заблуждение, команды отдавались на русском языке). Ранее сигнальщики наблюдательного поста Большой Фонтан заметили в море неясный огонь, который долго держался на одном месте.
Старшина поста сообщил в порт, откуда ответили, что из Одессы вышли два парохода РОПиТ и, вероятно, виден огонь одного из них. Старшина удовольствовался ответом, потому ничего на «Донец» не сообщил. Фактическое опознание миноносцев произошло лишь в момент, когда они вошли в гавань.
В порту эсминцы открыли огонь по кораблям и портовым сооружениям. «Гайрет» торпедировал канонерку «Донец», которая быстро затонула, вторая канонерка — «Кубанец» — повреждена. Незначительные повреждения получили минный заградитель «Бештау» и 4 парохода «Витязь», «Вампоа», «Португаль», «Оксус».
Примечательно, что «Гайрет» обстрелял «Бештау», командир которого огня не открывал в надежде, что противник примет «Бештау» за коммерческий пароход и прекратит обстрел, так как попавший в трюмы снаряд мог вызвать взрыв мин.
В свою очередь, канонерка «Кубанец» обстреляла «Муавенет» и дважды попала в турецкий корабль. После второго попадания на миноносце потухло электричество и послышались крики.
Во время боя дежурный портовый катер №2 направился к Воронцовскому маяку на помощь «Донцу». На траверзе Нового мола катер со всего хода наскочил на незамеченный неприятельский миноносец, шедший без огней.
дар был настолько силен, что миноносец накренился и катер прошел вдоль борта неприятеля, задевая за шлюпбалки и выступы и вызвав на миноносце переполох. Открыв боевое освещение и бросив в катер несколько ручных гранат, миноносец увеличил ход и, осыпая катер огнем, направился к выходу из гавани.
Как полагают историки, случай предотвратил торпедную атаку и вообще изменил обстановку, так как миноносец уже не продолжал огня по «Кубанцу». На катере был один человек убит, двое ранено, перебит штуртрос и снарядом разбита рубка. Отойдя к молу, катер исправил повреждения и затем принял участие в спасении людей с «Донца».
Что касается порта и города, то огнем неприятеля были повреждены: станция трамвая, сахарный завод на Пересыпи, один резервуар в районе Нефтяной гавани, причем нефть разлилась, но не воспламенилась. Случайно избежали огня противника стоявшие в гавани несколько барж с фугасами и пироксилином, предназначавшимися для Сербии.
Под огнем «Кубанца» турецкие корабли удалились около 5-ти часов утра, в то же время минный заградитель «Самсун» поставил 28 мин у входа в порт.
Потери в личном составе: на «Донце» погибло 12 человек, ранено 12, на «Кубанце» ранено 2, на «Бештау» убито 2, ранено 3, на портовых судах убито 3, ранено 3; кроме того, были убитые и раненые на пароходах и на портовой территории.
Как писал Н. Новиков в работе «Операции флота против берега на Черном море в 1914–1917 гг.», обстоятельства гибели «Донца» вызвали, по приказанию командования, расследование. Последнее, ограничившись выяснением фактической стороны несения внешней службы, установило, что «все меры предосторожности, зависящие от командиров, были приняты, офицеры и команда были на судах, орудия были приготовлены к отражению атаки, вахта неслась с полной бдительностью».
В ту же ночь немецкие крейсеры "Гебен" и "Бреслау" обстреляли корабли на рейде Севастополя, Новороссийска и Феодосию. Послы стран Антанты от имени своих правительств предъявили Турции ультиматум с требованием публичного осуждения враждебной акции ее флота вместе с немецким и немедленного выдворения из страны всех немцев. Невыполнение ультиматума означало войну. Так все и произошло. 31 октября Россия объявила, что находится в состоянии войны с Турцией.