ГРАД » Этот день в истории Одессы » Одесские дантисты: святые и грешные
Одесские дантисты: святые и грешные
Аполлония – дочь александрийского чиновника, ставшая христианкой. Она отказалась отречься от веры, ее схватили, вырвали все зубы и угрожали сжечь. Аполлония попросила ее развязать, чтобы она смогла стать на колени и выполнить требование толпы. Затем женщина сама бросилась в огонь. Это произошло 9 февраля 249 года.
Страдания и подвиг Аполлонии поразили современников и последующие поколения. Родилась легенда – стоит только произнести имя Аполлонии, помолиться – и зубная боль утихнет. В 300 году Аполлония была канонизирована как святая мученица. Изображали ее миловидной девушкой с щипцами в руках. В XVIII веке по инициативе основателя научной стоматологии, Пьера Фошара, святая Аполлония стала покровительствовать дантистам.
В Российской империи в 1810 году издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом «зубного лекаря». В 1838 другой законодательный акт постановил, что дантистом с правом самостоятельной работы можно стать после сдачи экзамена в медицинской академии.
По закону 1891 года «О преобразовании обучения зубоврачебного искусства», установлено два звания специалистов по зубоврачеванию: дантист и зубной врач. Обе категории специалистов общемедицинского образования не получали и к разряду врачей (лекарей) не относились. Врачи же, специализирующиеся на зубоврачевании, именовались одонтологами. Одонтология — устаревшее название стоматологии (терапевтического раздела).
Закон открыл коммерческие перспективы для зубоврачебных школ. В том же году врач Т.А. Тычинский основал школу в Одессе. Согласно «Отчету о деятельности зубоврачебной школы Тычинского в г. Одессе за 1893/94 уч. год», на первом курсе обучалось 24 человека (12 женщин и 12 мужчин); на втором курсе – 35 (25 женщин и 10 мужчин) и на третьем курсе – 23 (14 женщин и 9 мужчин) Такие данные приводит «Зубоврачебный вестник».
Вскоре примеру Тычинского последовал И.И. Марголин, который открыл свою школу в 1896 году.
Исаак Ильич Марголин был выпускником медицинского факультета Императорского университета Святого Владимира в Киеве. За участие в русско-турецкой войне был награжден орденами Св. Станислава 3 степени и Св. Анны 3 степени, бронзовой медалью в память войны 1877–1878 годов.
После повышения квалификации, выражаясь современным языком, в зарубежных университетах, он поселился в Одессе, стал заниматься частной практикой исключительно по зубным болезням. Господин Марголин был действительным членом Общества одесских врачей и бессменный председатель Одесского одонтологического общества.
Доктор Марголин даже организовал в Одессе «Частную бесплатную зубную амбулаторию для детей школьного возраста». Учреждению присвоили его имя, и неудивительно. Ведь «д-р Марголин выразил желание оборудовать амбулаторию и вносить по 500 рублей ежегодно на неприкосновенный фонд». В 1927 году И. И. Марголин получил персональную пенсию.
1 апреля 1928 года он выступил с речью на торжественном заседании по поводу открытия Украинского государственного института зубоврачевания в Одессе.
В Одессе в августе 1902 года прошел 3-й Всероссийский одонтологический съезд. Вот что об этом событии писал журнал «Зубоврачебный Вестник»: «21 iюля (по старому стилю) в 8 часов вечера, накануне открытiя Съезда, Одесское одонтологическое Общество в помещенiи зубоврачебной школы д-ра Марголина дало членам Съезда раут; затем здесь же произошло совещанiе о выборе правленiя Съезда.
Съезд, состоящiй под покровительством Его Высочества принца Александра Петровича Ольденбургскаго, был торжественно открыт в зданiи Одесской городской Думы. На Съезд собралось более 300 представителей зубоврачеванiя, прибывших со всех уголков Имперiи. Нет ни одного русскаго города, который не имел бы на Съезде своего представителя. Кроме отдельных лиц, явились делегаты от одонтологических Обществ, зубоврачебных школ и иностранные зубные врачи. Из почетных гостей на открытiи были: исполняющiй должность одесскаго градоначальника тайный советник В. П. Старков, городской голова П. А. Зеленый, врачебный инспектор, профессора медицинскаго факультета, старшiе врачи местных больниц, представители медицинских Обществ, представители печати».
По данным энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в 1910 году в Одессе зубных врачей и дантистов было 313 человек; зубных техников всего 8.
В Одессе печатались три специализованных издания: «Практическое зубоврачевание», «Зубоврачебный ежемесячник», «Зубоврачебный посредник».
Не все медики безупречно следовали клятве Гиппократа. В октябре 1912 года вся местная пресса писала о вопиющем случае произошедшем в городе.
«Его превосходительству Господину Прокурору Одесской судебной палаты прокурора Одесского окружного суда.
Представление:
"11 сего октября поселянка Екатерина Белендир, 19 лет, заявила Одесской сыскной полиции, что того же числа около 9 часов утра она отправилась к зубному врачу Науму Фурманскому, проживающему на углу Преображенской и Дерибасовской улиц, который в течение нескольких дней уже лечил у нее зубы. Врач Фурманский запломбировал ей один зуб, а затем смазал десну какой-то жидкостью, после чего она вдруг почувствовала сильную слабость.
Тогда Фурманский спросил ее, не страдает ли она сердцебиением, и, расстегнув ей кофточку и лиф, стал выслушивать сердце, а затем раздел ее и в одной сорочке перенес в соседнюю комнату, где положил на диван и против воли и согласия совершил с нею акт полового совокупления. Работающая у ксендза Шенфельда девушка рассказала, что чувствовала себя в это время слабой и почему-то не могла кричать.
Осмотр белья полицией обнаружил кровь, кровь обнаружили и на белье врача. Его арестовали и допросили. Наум Фурманский не признал себя виновным, заявив, что имел половое сношение с Белендир, но с согласия потерпевшей. При ее осмотре гинеколог следов насилия не обнаружил и представил заключение, что лишена она была девственности давно».
Однако 16 января 1915 года решением Одесского окружного суда Наум Фурманский был признан виновным и приговорен к лишению всех прав и заключению на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Решающим аргументом послужили не заключения медицинских экспертов или успехи следствия, а «послужной список» Фурманского.
Оказалось, что против него уже дважды возбуждались дела по схожим обвинениям и один раз он даже был осужден: в июне 1905 г. он покушался на некую Розу Тернян. Был приговорен к лишению всех прав и году арестантских отделений.
Однако в результате кассационной жалобы Сенат отменил приговор присяжных, поскольку в представленных суду сведениях не усмотрел состава преступления. За сенатским решением последовало примирение сторон и дантист от наказания освобожден. В 1911 году было возбуждено дело по заявлению служанки Фурманского, Февронии Гаврилюк: в отсутствие жены он будто бы пытался изнасиловать Гаврилюк, она не далась, Фурманский ударил её. Дело было прекращено за недостатком улик.
Однако, чтобы не создалось впечатления об аморальном облике одесских стоматологов, расскажем еще об одном, достойном человеке.
Арнольд Львович (Арон-Герш Лейбович) Редалье (родился в 1868 году). Диплом о высшем медицинском образовании получил в 1906 г. в Новороссийском университете и много лет являлся вольнопрактикующим врачом. Но еще до этого работал в области зубоврачевания: в 1891 году он сделал доклад по вопросу борьбы с зубными болезнями в школьном возрасте, ходатайство в Одесскую городскую думу об учреждении зубной амбулатории для подачи помощи учащимся в городских народных училищах осталось без удовлетворения.
Позднее Редалье стал инициатором создания Российского комитета Интернациональнаго общества гигиены зубов и полости рта. Доктор также открыл зубоврачебную школу, она работала на Греческой, 20 (там позднее находился Дом медработников). Судьба его после 1917 года неясна. Есть упоминание в 1924 году. Но на I Всероссийском одонтологическом съезде (Москва, 1923 г.) его не было.