15 декабря. Градоначальником Одессы стал Николай Новосельский
1867 год. Градоначальником города стал Николай Александрович Новосельский – тайный советник, одесский городской голова в течение 10 лет (15.12.1867-17.07.1878). Родился 23 ноября 1818 года в Грайворонском уезде Курской губернии. Организатор Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Компания со штаб-квартирой в Одессе заняла ведущие позиции в международных и внутренних перевозках пассажиров и грузов.С разрешения Одесской городской думы взял в 1858 году в аренду на 25 лет Хаджибейский и Куяльницкий лиманы, где вместо бальнеологического курорта организовал добычу соли. В 1868 году, уже став городским головой Одессы, передал солепромыслы Министерству финансов. Инициировал углубление акватории одесского порта в 1861 году. Порт обеспечил новые рабочие места.
Николай Александрович Новоселький руководил городом своеобразно — большинство думских комиссий заседали в его собственном двухэтажном доме на улице Ямской. Одесса превратилась в настоящую жемчужину у моря. Улицы осветили газовые фонари, мостовые вымостили гранитом. Британская компания провела водопровод — по многим характеристикам он превзошел системы водоснабжения зарубежных столиц и стал самым длинным в Европе. Жители забыли о вечной нехватке воды, при этом питьевая вода считалась лучшей по качеству. В Одессе появилась автономная канализация, с улиц исчезло зловоние.
Впрочем, городской голова не забывал и о собственных интересах. Пароходы РОПиТ могли бы обслуживать большее число пассажиров, однако добираться в Одессу из центральных губерний Российской империи было неудобно. Новосельский выкупил у государства недостроенную Одесскую железную дорогу и вложил собственные деньги в завершение работ. Добираться в город стало проще. Многие стали приезжать в Одессу, чтобы купаться в море — город стал развиваться как курорт. Еще дважды одесситы избирали Новосельского городским головой. Летом 1878-го, за год до окончания третьей каденции, он добровольно сложил обязанности мэра. Формально — «вследствие расстроенного здоровья». Фактически — из-за статьи в британской газете Hour, обвинившей его в получении денег от английской компании, строившей в Одессе водопровод.
Николай Александрович несколько раз избирался гласным (депутатом) Одесской городской думы и дважды вновь баллотировался в мэры, но безуспешно. Умер в сентябре 1898 года. Прах был доставлен в Одессу, а после отпевания, по завещанию покойного, перевезен в Санкт-Петербург и захоронен на Новодевичьем кладбище. В университете учредили стипендию «имени бывшего одесского городского головы, тайного советника Н.А. Новосельского». А улицу Ямскую, на которой долгие годы жил Николай Александрович, переименовали в улицу Новосельского. Его дом, надстроенный в советские времена третьим этажом, сохранился и значится под №84.
1906 год. Вышел первый номер газеты «Музыкальное самообразование. Музыка дома, в школе и на эстраде». Редактор-издатель Яков Самойлович Кауфман.
1912 год. Слухи и факты. Лошади одесских извозчиков самые несчастные лошади. В каждом городе экипаж в одну лошадь рассчитан на двух с половиной пассажиров: двух взрослых и одного ребенка. Одесса, как и всегда и во всем, составляет исключение. В Одессе одна лошадь обязана везти трех взрослых, не считая возницы, не считая детей, не считая «лишних» т.е. втискивающихся в экипаж сверх установленной нормы. Бывает, что наберется пять - шесть пассажиров!.. Почему Одесса составляет в этом отношении исключение в среде других городов? Лошади ли в Одессе сильнее и выносливее? Или пассажиры легче?.. Почему бы о-ву покровительства животным не задуматься над этим вопросом?..
1981 год. Городом-побратимом Одессы стала Валенсия. Центр автономного сообщества Валенсия и одноимённой провинции. Третий по количеству жителей город Испании после Мадрида и Барселоны. Расположен у впадения частично осушенной реки Турия в Средиземное море.