ГРАД » Этот день в истории Одессы » Н. Новосельский – тайный советник, городской голова Одессы
Н. Новосельский – тайный советник, городской голова Одессы
Николай Новосельский родился в имении, расположенном в Грайворонском уезде Курской губернии. Окончил гимназию и университет в Харькове. В 23 гола начал государственную службу.
Его заметил сенатор И.З. Ваценко и назначил управляющим делами. Новосельский женился на дочери сенатора, Екатерине. Вероятною не в последнюю очерель благода этому обстоятельству Н. Новосельский за 10 лет дослужился до чина статского советника.
В 1856 году, вместе с флигель-адъютантом Николаем Аркасом, Новосельский выступил с инициативой создания на Черном море судоходной компании.
В августе император Александр II утвердил устав «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ). Правление РОПиТ осталось в Петербурге, главная контора – открыта в Одессе.
Туда-то и поехал Новосельский.
В Одессе у Н. А. Новосельского умерла жена. Новой супругой стала Анна, дочь опять-таки сенатора, П.И. Дегая – статс-секретаря, директора департамента Министерства юстиции.
Вскоре Новосельский занялся судоходством на Волге и Каспийском море, потом учредил акционерное общество Волго-Донской железной дороги. Наконец, он получил от Одесской городской думы разрешение на аренду Хаджибейского и Куяльницких лиманов сроком на 25 лет.
Тогда же по инициативе Новосельского начались работы по углублению акватории Одесского порта.
Связанное с этим оживление деловой активности привело Новосельского к избранию на пост городского головы в 1867 году. Первый раз Николай Александрович трудился на этом поприще до 1872 года. А затем исполнял обязанности мэра с 1872 по 1878 год (с перерывами).
Всего, таким образом, становился городским головой четырежды, в течение 10 лет и 7 месяцев. Это является своеобразным рекордом Одессы, не побитым до наших дней.
Интересно, что думские комиссии собирались главным образом не в мэрии, а в собственном двухэтажном доме Новоселского на улице Ямской.
В Одессе появились новые парки. На улицах сияли газовые фонари, под которыми приятно было прогуливаться по новым гранитным мостовым. Возросло количество народных училищ и иных благотворительных учрежддений. Наконец, Одесса получила первоклассный водопровод, а также канализацию.
Мало того, Н.А. Новосельский выкупил у государства недостроенную железную дорогу и вложил собственные средства в завершение проекта.
Летом 1878 года Новосельский добровольно сложил обязанности городского головы. Полагают, что поводом стала статья в английской печати. Мэра обвинили в получении средств от британской компании, проложившей водопровод. Как сказали бы сейчас – «откат». В книге «Столетие Одессы» (1895) говорилось:
Городской голова тайный советник Николай Александрович Новосельский был неутомимый и в высшей степени энергичный общественный деятель. С раннего утра до поздней ночи квартира его была открыта для всех. Н.А. был в полном смысле главою инициативы.
Всеобъемлющие способности, коими обладал Н.А., ставили его наряду с лучшими политикоэкономистами.
Много путешествующий, много видавший, он знал всякое дело. Он мог взвесить и оценить сам всю пригодность или непригодность того или другого проекта для городского хозяйства. Замечательно, что во время управления его Одессой — в качестве городского головы, совершились все реформы по городскому хозяйству и что все эти реформы совершены были удачно и с большим интересом для пользы граждан. Один упрек можно сделать Н.А. только разве в том, что все городские сооружения, как-то: газовое освещение, конная дорога, водопровод — отданы в руки иностранцев. Но что же мог сделать Н.А. в виду тупого равнодушия одесских капиталистов.
Им нужна нажива рубль на рубль, хотя и конная дорога и водопровод могли бы давать доход сто на сто. Концессия Одесского водопровода перепродана за баснословно высокую сумму; на этой последней концессии поживились сперва одесские аферисты, выманив у предпринимателей в виде комиссионных сотни тысяч, один гласный Гурович получил 180000 рублей, затем сами концессионеры передали права английской компании, показали последней дутую доходность водопровода и продали концессию по такой цене, что водопроводное общество и поныне еще не получает с водопровода 5 % на свои паи»
Николай Александрович Новосельский умер 24 сентября 1898 года в Ялте, где отдыхал вместе с семьей сына. Он не дожил двух месяцев до 80‑летнего юбилея. Прах доставили для отпевания в Одессу пароходом РОПиТ. Похоронен в Петербурге в фамильном склепе.
В Одессе в Новороссийском университете учредили стипендию «имени бывшего одесского городского головы, тайного советника Н. А. Новосельского». Ямскую переименовали в улицу Новосельского. Портрет его должен был вечно находиться в большом зале городской Думы.
Его заметил сенатор И.З. Ваценко и назначил управляющим делами. Новосельский женился на дочери сенатора, Екатерине. Вероятною не в последнюю очерель благода этому обстоятельству Н. Новосельский за 10 лет дослужился до чина статского советника.
В 1856 году, вместе с флигель-адъютантом Николаем Аркасом, Новосельский выступил с инициативой создания на Черном море судоходной компании.
В августе император Александр II утвердил устав «Русского общества пароходства и торговли» (РОПиТ). Правление РОПиТ осталось в Петербурге, главная контора – открыта в Одессе.
Туда-то и поехал Новосельский.
В Одессе у Н. А. Новосельского умерла жена. Новой супругой стала Анна, дочь опять-таки сенатора, П.И. Дегая – статс-секретаря, директора департамента Министерства юстиции.
Вскоре Новосельский занялся судоходством на Волге и Каспийском море, потом учредил акционерное общество Волго-Донской железной дороги. Наконец, он получил от Одесской городской думы разрешение на аренду Хаджибейского и Куяльницких лиманов сроком на 25 лет.
Тогда же по инициативе Новосельского начались работы по углублению акватории Одесского порта.
Связанное с этим оживление деловой активности привело Новосельского к избранию на пост городского головы в 1867 году. Первый раз Николай Александрович трудился на этом поприще до 1872 года. А затем исполнял обязанности мэра с 1872 по 1878 год (с перерывами).
Всего, таким образом, становился городским головой четырежды, в течение 10 лет и 7 месяцев. Это является своеобразным рекордом Одессы, не побитым до наших дней.
Интересно, что думские комиссии собирались главным образом не в мэрии, а в собственном двухэтажном доме Новоселского на улице Ямской.
В Одессе появились новые парки. На улицах сияли газовые фонари, под которыми приятно было прогуливаться по новым гранитным мостовым. Возросло количество народных училищ и иных благотворительных учрежддений. Наконец, Одесса получила первоклассный водопровод, а также канализацию.
Мало того, Н.А. Новосельский выкупил у государства недостроенную железную дорогу и вложил собственные средства в завершение проекта.
Летом 1878 года Новосельский добровольно сложил обязанности городского головы. Полагают, что поводом стала статья в английской печати. Мэра обвинили в получении средств от британской компании, проложившей водопровод. Как сказали бы сейчас – «откат». В книге «Столетие Одессы» (1895) говорилось:
Городской голова тайный советник Николай Александрович Новосельский был неутомимый и в высшей степени энергичный общественный деятель. С раннего утра до поздней ночи квартира его была открыта для всех. Н.А. был в полном смысле главою инициативы.
Всеобъемлющие способности, коими обладал Н.А., ставили его наряду с лучшими политикоэкономистами.
Много путешествующий, много видавший, он знал всякое дело. Он мог взвесить и оценить сам всю пригодность или непригодность того или другого проекта для городского хозяйства. Замечательно, что во время управления его Одессой — в качестве городского головы, совершились все реформы по городскому хозяйству и что все эти реформы совершены были удачно и с большим интересом для пользы граждан. Один упрек можно сделать Н.А. только разве в том, что все городские сооружения, как-то: газовое освещение, конная дорога, водопровод — отданы в руки иностранцев. Но что же мог сделать Н.А. в виду тупого равнодушия одесских капиталистов.
Им нужна нажива рубль на рубль, хотя и конная дорога и водопровод могли бы давать доход сто на сто. Концессия Одесского водопровода перепродана за баснословно высокую сумму; на этой последней концессии поживились сперва одесские аферисты, выманив у предпринимателей в виде комиссионных сотни тысяч, один гласный Гурович получил 180000 рублей, затем сами концессионеры передали права английской компании, показали последней дутую доходность водопровода и продали концессию по такой цене, что водопроводное общество и поныне еще не получает с водопровода 5 % на свои паи»
Николай Александрович Новосельский умер 24 сентября 1898 года в Ялте, где отдыхал вместе с семьей сына. Он не дожил двух месяцев до 80‑летнего юбилея. Прах доставили для отпевания в Одессу пароходом РОПиТ. Похоронен в Петербурге в фамильном склепе.
В Одессе в Новороссийском университете учредили стипендию «имени бывшего одесского городского головы, тайного советника Н. А. Новосельского». Ямскую переименовали в улицу Новосельского. Портрет его должен был вечно находиться в большом зале городской Думы.