Леонид Захарович Трауберг родился в Одессе, 17 января 117 лет назад. Его отец, Захар Давидович Трауберг был издателем и журналистом, сотрудником газет «Южное обозрение» и «Новые ведомости», мать, Эмилия Соломоновна Вейланд – домохозяйкой.
Семья Траубергов жила небогато, часто меняла квартиры, жизнь одесских окраин была хорошо знакома Леониду. Он вспоминал:
Понимаю сейчас: в толпе этой... если просветить насквозь, все было – злоба на жизнь, скудость мышления, глупейший фанатизм, алчность, может быть, даже слепая жестокость, подлость. Но сколько было притоптанной нежности, стойкости, терпения, даже ума. И тяги к веселому, к смеху. Да, муравьи...
Безымянные, не вошедшие не то что в историю человечества,– даже в газетную хронику. Не пытавшиеся покончить с кабалой, с нестерпимым бытом. Но те, кто пытался, кто вошел в историю, – не из тех ли муравейников вышли?!.
Леонид был способным ребенком и обладал феноменальной памятью, которую сохранил до глубокой старости.
Леонид много читал, его манил театр. Тогда же началось всепоглощающее увлечение новинкой – кинематографом. Трауберг посмотрел все серии фильма «Фантомас». Впечатление было настолько сильным, что отдельные приемы спустя два десятилетия он использовал при съемках собственных фильмов. Леонид Трауберг вспоминал:
В числе моих питомцев были братья Алеша и Павлик Вирские, второй стал руководителем всем известного танцевального ансамбля.
В 1920 году Леонид Трауберг переехал к семье в Петроград. В 18 лет подал заявления в военное училище, университет, институт истории искусств и на режиссерский факультет театрального училища. В театре комической оперы Леонид Трауберг познакомился с Григорием Козинцевым. Оба молоды: Траубергу девятнадцать лет, Козинцеву едва исполнилось шестнадцать. Довольно скоро они обнаружили сходство взглядов на театр: обоим было чуждо академическое направление, оба стремились создать свое собственное. Они создали ФЭКС – Фабрику эксцентрического актера. К Фабрике присоединились Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн.
9 июля 1922 года исполнилась мечта Трауберга и Козинцева – в Петрограде в большой квартире, которая ранее принадлежала владельцу магазинов Елисееву, Фабрика эксцентрического актера получила постоянную прописку. В мастерской учились Сергей Герасимов, Олег Жаков, Янина Жеймо, Алексей Каплер, Андрей Костричкин, Елена Кузьмина, Софья Магарилл, Пётр Соболевский и Сергей Мартинсон.
Вскоре режиссеры обратились к кино и Фабрика стала мастерской в составе Севзапкино. 9 декабря 1924 года первый фильм Трауберга и Козинцева «Похождения Октябрины» вышел на экраны. В следующем году снят короткометражный фильм «Мишка против Юденича» Первый полнометражный фильм вышел в 1926 году - мелодрама «Чертово колесо», снятая в духе голливудских гангстерских лент.
Леонид Трауберг писал:
«Новый Вавилон» 1929 года стал первым отечественным фильмом, музыка к которому написана специально для картины. Это сделал молодой Дмитрий Шостакович.
Снимали фильм в Одессе, ведь Софиевская улица и спуск к Пересыпскому мосту удивительно походили на парижский Монмартр. В прокате фильм не имел популярности. Признание обрел гораздо позднее. В 1967 году его показали на нужной скорости – не 24 кадра в секунду, а 18. Специально пригласили оркестр, который сыграл музыку Шостаковича. Пришел грандиозный успех. Сейчас «Новый Вавилон» как один из шедевров изучается во многих кинематографических школах мира.
В 1931 году в советское кино пришел звук. В стране было снято четыре звуковых фильма. Среди них – фильм Леонида Трауберга и Григория Козинцева, основанный на реальных событиях, «Одна».
За трилогию о Максиме Леонид Трауберг и Григорий Козинцев в 1941 году получили Сталинскую премию первой степени.
В 1945 году вышел на экраны последний совместный фильм режиссеров «Простые люди». Далее их пути разошлись. Кампания борьбы с космополитизмом, начавшаяся в 1948 году, ударила по Траубергу, лишив его возможности заниматься любимым делом. Он был объявлен лидером антипатриотической группы буржуазных космополитов в кинематографии.
Работы не было и для того, чтобы выжить, Трауберг продавал книги из собственной библиотеки. Жена расписывала изящные абажуры и продавала их. Большую квартиру в Ленинграде обменяли на двухкомнатную в Москве. Григорий Козинцев продолжал работать в кино, он не защищал бывшего соавтора, но и не порицал публично.
Леонид Захарович вспоминал:
После смерти Сталина Леонид Трауберг снова смог работать. Он читал лекции по истории кино на Высших сценарно-режиссерских курсах (тут ему пригодилась уникальная память), позже стал писать сценарии, книги, и только после многолетнего перерыва, в самом конце 1950-х годов, смог вернуться в режиссуру.
Союз кинематографистов не раз представлял Леонида Захаровича к званию Народного артиста, но безуспешно. Когда же в 1987 году Траубергу было присвоено звание Народного артиста РСФСР, его реакция была неожиданной для многих. Леонид Марягин вспоминал о том, что целая делегация отправилась оповещать режиссера о радостном событии. Ответом было лишь пожатие плеч и реплика: «Мне теперь это безразлично».
Леонид Трауберг умер 13 ноября 1990 года. За несколько часов до смерти он подписал в печать свою последнюю книгу «Чай на двоих», которая вышла только через два года.