Иногда полезно заглядывать в социальные сети. Вот, пару дней назад наткнулся на пост известного украинского экономиста Даниила Монина.
Пишет о расходах государственного бюджета, выделенных н погашение внешнего долга. Цитирую:
Многие эксперты придерживаются оптимистичной точки зрения. И приводят в пример десятки стран-должников, которые живут себе вполне нормально и не заморачиваются тоскливой мыслью, что взятые взаймы деньги надо отдавать кредитору.
А теперь опишу, вот, какую ситуацию. С 1 мая 2004 года Польша вошла в Евросоюз (ЕС). С этого дня и по конец марта 2023 года поляки получили из фондов ЕС 235 миллиардов евро. Ну, и за этот же период страна перевела в общую копилку ЕС более 78 миллиардов евро.
Были еще кредиты. И от Всемирного Банка, и от США, и от Евробанка. Всего Польша получила порядка 500 миллиардов евро.
Теперь посмотрим на ситуацию с Украиной в период с 2015 по 2019 годы. Вот, цифирь: 300 миллионов евро от Европейского инвестиционного банка и 200 миллионов евро для Фонда Энергоэффективности. Понятно, что нам для модернизации страны надо, как минимум, столько же, как и Польше, а вообще-то в два раза больше.
Кредиторы, – бытует такое мнение, – любят изучать кредитную историю заемщика. И те страны, которые, – по их мнению, – отличаются недобросовестностью, попадают в «черный» список.
Но всегда ли так бывает на самом деле? Смотрите на ситуацию с той же Польшей перед вступлением страны в Евросоюз.
В 1991 году госдолг Польши перед западными странами составлял 33 миллиарда долларов США. И вдруг Парижский клуб кредиторов принял решение о списании 17 миллиардов «баксов» польского внешнего долга. Мало того, Польше реструктурировали выплаты по остальной части, что снизило платежи на 80 процентов. Это списание привело к тому, что макроэкономические показатели Польши стали соответствовать Маастрихтским критериям, которые и являются необходимым условиям для вступления в ЕС.
Вернусь к началу этого материала. Ну, о том, что в следующем, - 2024 году, - в государственный бюджет заложено 10 миллиардов долларов для погашения внешнего долга.
Меня уже почти два года терзает один и тот же вопрос: почему стране, которая ведет войну со страной-врагом западного мира, до сих пор ни Евросоюз, ни другие страны-кредиторы не списали долги перед тамошними кредитными организациями? И почему ни Верховная Рада, ни Кабинет министров не проявляют в этой ситуации твердую настойчивость?