Ну, вот, свершилось. То, о чем мы неоднократно предупреждали, – повышение тарифа на электроэнергию, – произошло. Кабинет министров принял решение увеличить плату за один киловатт-час до 2 гривен 64 копеек.
Руководители отрасли успокаивают: месячная плата вырастет не так, уж, сильно: где-то около 250 гривен в среднем. Правда, министр энергетики Герман Галущенко предупреждает, что потом такой пересмотр тарифов ожидает и бизнес. И утверждает: «Если бы не приняли это решение, следующей зимой мы были бы без света». В виде сладкого пирога обещают увеличить субсидии, ибо прогнозируется, что нуждающихся домохозяйств в финансовой помощи государства станет больше.
Я тут прикинул, что среднемесячный рост оплаты за свет в квартирах и домах обывателя, - это только начало удорожания жизни. Ибо, если следом увеличат тариф для бизнеса, то сразу подскочат вверх цены, как на продукты, так и услуги и товары широкого потребления. Это – неизбежно.
Правительство и собственники топливно-энергетического комплекса (ТЭК) убеждают нас в том, что истинная цена за электроэнергию лежит в районе – 6 гривен 50 копеек. Ну, во всяком случае, не ниже 5 гривен! Разницу в тарифах покрывает дешевая электроэнергия, вырабатываемая «Энергоатомом» и «Укргидроэнерго» в рамках специальных обязанностей (ПСО), возложенных на них правительством. Между прочим, на это выделяется порядка 130 миллиардов гривен в год.
У меня тут несколько вопросов возникают, на которые я пока не нашел ответов. Начну с производителей «зеленой» энергетике, которые требуют от государства покрывать их затраты. Ну, если эта «под отрасль» убыточная и не может развиваться в условиях войны, то почему мы должны ей доплачивать? Давайте закроем на время. Будет мир, будем восстанавливать.
Наравне с государством на энергетическом рынке играет мощная компания ДТЭК, принадлежащая Ринату Ахметову. Сейчас в Украине предельная максимальная цена на электроэнергию, устанавливаемую НКРЭКУ, – 4000 гривен за МВт·ч. Ранее на рассмотрении регулятора был проект постановления с повышением до 6000 гривен за МВт·ч.
Расширение прайс-кепов, – это ценовое ограничение, или предельная цена, - значительно увеличит финансовый поток для всего угольного поколения, сильно пострадавшего от российских атак. Крупнейший игрок в этом сегменте энергетики, – повторяю, – ДТЭК. До войны компания производила 70 процентов тепловой генерации электроэнергии в Украине. Следовательно, опять-таки, в выигрыше окажутся те структуры, которые частично покрывают свои расходы за счет тех 130 миллиардов гривен, выделяемых государством для удержания на рынке низкого тарифа на электричество.
В Верховной Раде подсчитали, что на подготовку отрасли к отопительному сезону необходимо более одного миллиарда долларов США. Сомневаюсь, что путем роста тарифа «на свет», мы получим в казну такую сумму. Это свыше 40 миллиардов гривен! А, вот, что точно получим, так это рост задолженности за электричество. В этом у меня сомнения нет.