Импорт электричества за счет покупателя?
Пословица «Голь на выдумки хитра», точно не относится к украинскому бизнесу. Сейчас объясню. Я тут порылся в интернете, пытаясь выяснить, как решает проблему с ограничениями в энергетике отечественный капитал. И наткнулся на интервью, которое дал изданию «Лига. Нет» глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус.
Вот, что он рассказал:
Я, к примеру, ни капли не сомневался, что владельцы крупных предприятий точно найдут выход из дефицита электричества. Причем, естественно, без лишних собственных затрат, перекинув издержки на кошелек обывателя.
Ну, что будет дальше, очевидно. Резко возрастут затраты на продукты питания. В первую очередь на кисломолочные продукты, масло, яйца, сахар, хлебобулочные изделия. То есть на все то, без чего не может обойтись любая украинская семья. В первую очередь, проживающая в городах.
Понятно, что люди будут вынуждены, покупать минимальный набор продуктов, ибо кушать хочется. Тощие кошельки покупателей еще больше отощают.
Есть ли выход из этой ситуации?
В чем заключается роль рынка? Перечислю: покрывать затраты всех участников от добычи топлива до поставки потребителю. Стимулировать потребителя и всех остальных участников снижать непроизводственные потери. Стимулировать приток инвестиции во все «узкие» места. Ни старый, ни новый рынок не выполнял все эти задачи.
Почему? Всегда регулятор вручную пытался стимулировать желаемые сиюминутные реакции участников. Проще говоря, пытался угодить, – в первую очередь! – бизнесу, а уже потом вспомнить о населении.
Можно быстро поменять ситуацию? Можно. Во время войны это сделать проще, нежели в мирное время. Как? Для введения тарифа на дневное и вечернее время требуется один день. Как и для учета особенностей работы в выходные и остальные дни недели.
Увы, но ничего подобного мы не видим. Есть с одной стороны монополисты в энергетике, которые хотят высокие тарифы, и есть монополисты потребители которые хотят низкие тарифы. И здесь важна роль государства (НКРЕКП), которой нет. И пока не видно, что появится. А должна быть.