Уверен, что ни для кого не открою большой секрет, когда скажу: у нас все, – практически, – дорожает. От проезда в транспорте до буханки хлеба. Кстати, не стоит ворчать на велосипедистов и самокатчиков. Это продвинутая часть населения. Рациональные люди первыми усекли, что авто, мотоцикл и прочие виды передвижения по улицам, – слишком дорогое удовольствие. Причем, замечу, возраст здесь не помеха. На Преображенской часто встречаю даму лет за шестьдесят, достаточно полную, но лихо объезжающую на своем самокате прохожих. И обругать никто не смеет: бабушка катит по делам.
Ладно. Транспорт подорожал – это полбеды. А, вот, когда, несмотря на «макушку» лета овощи и фрукты на базарах не падают в цене, а импульсивно растут, это плохо. И для обывателя (в первую очередь!), и для обрабатывающей промышленности, ибо ясно, что закупочные цены становятся запредельными для консервных заводов. А сие означает тяжелую осень и зиму для населения. И, – что важно, – сокращение производства, а значит безработицу.
Впрочем, денег в кошельках становится больше. Продуктов – меньше, а денег – больше. Почему? Вот, недавно онлайн-издание «Экономическая правда» опубликовало колонку главы Национального банка Украины Кирилла Шевченко. Он ругает Кабинет министров. Начинает со статистики: приводит впечатляющую динамику по эмиссии за последние месяцы: март – 20 млрд. грн; апрель - 50 млрд. грн; май – 50 млрд. грн; июнь – 105 млрд. грн.
По мнению главного банкира страны, правительство подсело на эмиссионную иглу и не хочет с нее слазить. При этом руководитель НБУ пишет, что это очень опасный путь, который приводит к росту цен, обесцениванию гривны и сокращению золотовалютных резервов Нацбанка, поскольку люди и бизнес торопятся вложиться в инвалюту на фоне снижения реальной стоимости украинской валюты.
Вообще-то, у мало разбирающегося в тонкостях экономической жизни обывателя, может сложиться впечатление, что виновником возможного финансового коллапса является кабинет министров. Но давайте, все-таки, разберемся, кто отвечает за эмиссию, – это выпуск в обращение денег или ценных бумаг, – в Украине? Правильно. Национальный банк Украины.
А если это так, то стоит напомнить Кириллу Шевченко слова одного из его предшественников на этом посту господина Смолия:
Об этом сказал Яков Смолий «Левому берегу» незадолго до своей отставки.
Словом, и Национальному банку страны, и Кабинету министров Украины пора договориться о том, что надо срочно делать с финансами. Иначе нас ждет ситуация, когда мы начнем рассчитываться, как в девяностые, за буханку хлеба сотенными купюрами.