Во что обходится нам паника в Украине
Последние месяцы 2021 и начало 2022 года изрядно взвинтили ситуацию в Украине. Тема войны стала обсуждаться не только в телевизионных программах общенационального телевидения, но и на кухнях. Тут каждый может представить себя и генералом, и дипломатом.
Впрочем, я об экономике. Любые геополитические движения тотчас отражаются на бизнесе. И, следовательно, на кошельках обывателей. Во что вылились эти разговоры для украинского финансового сектора? Начну с курса доллара: 28 января официальный курс дошел до 28 гривен 98 копеек за 1 доллар. В последний раз на такие уровни он выходил в феврале 2015 года, а максимально был близок к нему в январе 2018 года. То есть сейчас гривна на семилетних минимальных значениях и на втором месте в мировом рейтинге валют по уровню девальвации. На первом месте турецкая лира, а у российского рубля «бронза».
Еще одна острая проблема. Цитирую агентство Bloomberg:
Хуже всего обстоят дела в энергетике. Вот, точка зрения экспертов в этой сфере:
Вот, что думает по этому поводу известный украинский экономист Алексей Кущ:
Поэтому придется задействовать квазифискальные методы: через рефинансирование НБУ, через эмиссию кредитовать госбанки, чтобы они покупали на первичном рынке ОВГЗ. За счет этого будут закрывать основную часть внутренних платежей по долгам.
Для того чтобы закрыть платежи по внешним долгам, правительство будет напрямую покупать у НБУ доллары. МВФ транш Украине может не дать. Летом программа может закончиться, поскольку вряд ли власть пойдет на либерализацию тарифов, памятуя, что случилось в Казахстане.
И добавил, что сейчас ключевой риск для Украины – именно энергетический. Потенциальный дефицит газа он оценил на уровне 2,2 миллиарда кубометров, что в нынешних ценах – 2 миллиарда долларов. Плюс из-за подорожания энергоносителей в ближайшие полгода может остановиться 40 процентов украинской промышленности.
Словом, у любой паники есть своя цена. У нас она очень высокая.