ГРАД » Видеорепортажи и авторские программы » В центре внимания » Урезанная локация промышленности

Урезанная локация промышленности

Урезанная локация промышленности
Читать grad.ua в  

Верховная Рада приняла законопроект № 3739 о локализации в машиностроении. В чем его смысл? Сжато излагаю: он появился в Раде еще летом прошлого года. Изначально документ предусматривал льготный режим для отечественных производителей. Планировалось, что под госзакупки станет подпадать только продукция, степень локализации (то есть, доля украинских комплектующих и производства) которых - не ниже 25-45 процентов. К 2024 году этот показатель хотели довести до 40-55 процентов.

Очень нужный закон. Я до сих пор не могу понять, почему страна, которая выпускала двигатели для вертолетов, что является основной частью летательного аппарата, закупает эти машины у французов. Или скоростные поезда у корейцев при наличии в стране Крюковского вагоностроительного завода, который лет девять назад выставил на соревнование свой поезд и победил корейский. Как и локомотивы, покупаемые у американцев, при возможности выпускать свои, отечественные.

Так, вот, первоначальные цифры этой самой локализации в принятом законе существенно урезаны. Почему? Послушались наших западных партнеров. Вот, что заявил в прошлом году, когда разрабатывался этот законопроект, посол ЕС в Украине Матти Маасикас:

Текст законопроекта противоречит Соглашению об ассоциации, общему соглашению о преференциях в ВТО и другим международным обязательствам Украины. Наш месседж в этом отношении очень ясен. Все страны мира сейчас пострадали от коронавируса, и все правительства ищут пути, как поддержать свои экономики. Но нельзя использовать меры, которые идут против международных обязательств.

Понять позицию представителя Евросоюза можно. Приведу несколько цифр. По данным системы ProZorro, за 2016-2019 год в рамках публичных закупок было приобретено железнодорожных вагонов, локомотивов и общественного транспорта на 10,2 миллиарда гривен. Из которых на долю импортной техники пришлось 2,4 миллиарда или 23,5 процентов. В пояснительной записке упоминаются также факты, которые активно обсуждала общественность, в частности, закупки МВД французских вертолетов, более чем на миллиард долларов, и электропоездов Hyundai более чем на 300 миллионов долларов.

То есть, доля проникновения импорта в закупки по машиностроению получилась еще выше - порядка 50 процентов, хотя в Европе и США этот показатель не превышает 4-5 процентов.

Чем же закончилась эпопея с законом? В нем числятся: генераторные установки, трансформаторы, электрические конденсаторы, автомобили скорой помощи, общественный транспорт, туристические автобусы, самосвалы, автокраны, пожарные машины, коммунальный транспорт, железнодорожные вагоны: вертолеты, самолеты, гидравлические турбины и др.

Но вместо требования по локализации на уровне 25-45 процентов, решили стартовать со скромных 10 процентов в 2022 году. Словом, не сумели отстоять интересы своей промышленности, увы…

Автор: журналист Игорь Розов

Похожие новости

Комментарии

СМИ Украины: