Сохранится ли в Украине «средний» класс?
Что привлекает нашего обывателя, попадающего в Европу или в США и Канаду? Говорю, понятно, о людях, имеющих возможность путешествовать во время своего отпуска по странам Евросоюза и Северной Америки? Прежде всего, своеобразная «витрина» в виде, так называемого, «среднего» класса.
Инженер, врач, профессиональный рабочий, программист, часть художественной интеллигенции и представителей интеллектуальной элиты…. Вот, тот не полный перечень представителей западного общества, которые обеспечены доходом, позволяющим, если не «шиковать», то рассчитывать на комфортную жизнь.
Собственно, об этом и говорили на двух Майданах ораторы, призывающие не столько к смене экономической формации, сколько о желании увидеть во власти тех, кто приведет украинское общество к европейским образцам.
Впрочем, мало кто из активистов задумывался над тем, что послужило основой для возникновения этого самого благополучного «среднего» класса на Западе. А базисом, если пользоваться терминологией Маркса, было развитие промышленного производства с дальнейшим переходом к постиндустриализации. Да, количество рабочих сокращалось. Да, на смену громадному количеству среднего технического персонала пришли пару-тройку программистов. Но тут была использована новая технология сохранения «бонусов» для этого «среднего» класса – кредитная политика.
Ты хочешь иметь уютный домик с гаражом и машинами для себя и жены? Нет проблем! Бери кредит под самые низкие проценты. И крупный капитал обеспечивает себе стабильное общество. И работник, получивший кредит, не чувствует себя, этаким, лишенцем. Вполне – «средний» класс. Но давайте запомним, что страны «золотого» миллиарда в своем большинстве уже живут постиндустриальном обществе.
Теперь пару цифр из украинской статистики. В этом году у нас сократилась численность рабочих в промышленности – на почти 41 тысячу за два квартала. В торговле – на 22 тысячи. В транспорте и логистике – на 15 тысяч. В медицине – боле, чем на 23 тысячи специалистов.
На пороге, так называемой, трудовой бедности существует 85 процентов населения – это люди с зарплатой на уровне 8 тысяч гривен на человека. Доходом в 12 тысяч гривен обладают всего чуть более 3 процентов украинцев.
Вот, что пишет известный украинский экономист Алексей Кущ, комментируя эту ситуацию:
Именно поэтому для власти максимально комфортно работать с рентной (сырьевой) коррупционной моделью экономики — без сильного рабочего класса, но с доходами, получаемыми на экспорте сырья и использовании базовой инфраструктуры.
А я добавлю к этому выводу: до тех пор, пока мы всерьез не займемся второй волной индустриализации в Украине, не стоит думать о возникновении «среднего» класса в стране.