«Крайними» сделают мэрии
Начну с короткого сообщения и цитирования слов Премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля:
Кабинет министров Украины утвердил законопроект, согласно которому тарифы на тепло, горячую воду, водоснабжение и водоотвод будут устанавливать местные власти. Об этом премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил на заседании Кабмина. Шмыгаль отметил, что передача полномочий на установления тарифов от НКРЭКУ к власти является решением, обусловленным необходимостью выполнить обязательства перед Международным валютным фондом.
Этот законопроект принимается на выполнение очередного маяка, утвержденного меморандумом с МВФ. Правительство выполняет свои обязательства по программе с Фондом, которые имеют «дедлайн» в этом году», – подчеркнул премьер.
И событие, и высказывание главы Правительства произошло в минувшую пятницу. И, кстати, расшифрую слово «дедлайн»: это – последний срок, предельный срок, дата или время, к которому должна быть выполнена задача.
Что побудило Кабинет министров к такому внезапному решению? Думаю, печальная статистика. Смотрите сами: увеличиваются убытки коммунальных служб: по отоплению в 3,2 раза, по водоснабжению – в два. Также растут долги предприятий. По сравнению с 2011 годом, сумма кредиторской задолженности выросла с 13,2 до 58,2 миллиардов. Вся эта катастрофа произошла, - по мнению Правительства, – из-за того, что не вовремя Национальные комиссии «пересматривали» тарифы. А, вот, теперь за своевременный ввод новой ценовой политики станут отвечать органы местного самоуправления, и все станет хорошо. Даже – отлично!
Как по мне, так это очередная «подстава» местного самоуправления. Центральная власть категорически не желает брать на себя социальные функции государства и перекладывает их на исполнительные и представительные органы поселков, городов, областей. И это, – подчеркну! – на фоне того, что и за образование, и за медицину сегодня отвечают те же мэрии и поселковые советы.
Я не исключаю манипуляций со стороны местных властей, касающихся тарифной политики, на все виды услуг, исключая электричество. К примеру, перед выборами, депутаты и мэры могут для поднятия своего рейтинга понизить тарифы на тепло и газ, а потом, - после избирательной кампании, - резко поднять цены. Ну, и, - понятно, - у центральной власти появляется возможность лишний раз упрекнуть местную власть в плохом хозяйствовании.
Но, пожалуй, мне нравится прогноз эксперта Сергея Дяченко: «Если тарифную политику будут решать на местах, то это усилит внимание к местным органам власти владельцев компаний, поставляющих услуги, и они теперь будут договариваться о повышении тарифа напрямую, без посредников в лице НКРЭКУ. Местные власти попадут под двойное давление — со стороны олигархов и населения. Если первые будут выступать за повышение, вторые будут требовать снижения». Впрочем, я бы перестал употреблять термин «экономически обоснованный тариф» по одной причине: у нас нет конкуренции в поставках тепла и газа, следовательно, не стоит употреблять этот термин.