Почему падает экспорт Украинской «молочки»?
Начну со статистики:
Аналітичний відділ Асоціації виробників молока (АВМ) повідомляє: експорт вітчизняної молочної продукції за першу половину нинішнього року знизився на чверть порівняно з тим самим періодом торік, до 116,2 млн доларів США. Водночас імпорт в Україну аналогічної продукції зріс аж на 160 видсоткив і перевалив за 140 млн доларів. Відповідно, негативне торгівельне сальдо за цією групою товарів зросло на понад 24 млн.
Експерти галузі перелічують види продукції, експорт яких впав найбільше. Це згущене молоко та вершки (на 36 видсоткив) та вершкове масло – аж на 43 видсотка, і це при тому, що донедавна ми пишалися зростанням експорту цього виду продукції! Тож, коли весь експорт за півроку впав десь на 39 млн доларів, то частка масла та згущеного молока у цьому падінні виявилася найбільшою – на 36,7 млн.
И еще одна информация, тоже официальная:
Теперь начнем разбираться в таком провале отрасли, которая еще недавно приносила бюджету страны серьезные валютные поступления. Понятно, что Украина относится к числу бедных стран. И, в отличии от Евросоюза и остального «золотого миллиарда», не в состоянии достойно финансово поддерживать своего товаропроизводителя.
Но, убежден, причина падения экспорта «молочки» не только в этом. На протяжении многих лет фермеры, занимающиеся разведением крупного рогатого скота, сетуют на отсутствие со стороны государства преференций для тех, кто занимается этим бизнесом. Здесь требуется пересмотр налогообложения для тех, кто закупает продуктивные породы скота. И финансовые инвестиции в создание производств по выпуску комбикормов. Словом, нужна долгосрочная государственная программа по увеличению поголовья скота и модернизации молочной промышленности.
Я уже сбился со счета, пытаясь точно указать продолжительность этой дискуссии между фермерами и государством. Такое впечатление, что одни говорят, а другие вставили в уши вату, чтобы не слышать своих собеседников. Но тогда чего мы удивляемся, что на полках магазинов у нас все больше зарубежной «молочки», а нашей меньше. Да к тому же – дороже, нежели из Польши.