Мошенничество или игра: маленькое журналистское расследование
Я не любитель кроссвордов. Но в моей семье их разгадывать любят. Потому и покупаю. Месяц назад, перелистывая такой сборник, наткнулся на вставленный в него купон. Текст призывал стереть краску, под которой можно прочитать цифирь. Если она совпадет с номером нарисованной машины, то можно выиграть, – представьте себе! – триста пятьдесят тысяч гривен. Стер. Цифры совпали.
Я понимал, что это «ловушка». Но решил позвонить по телефону и объявить себя победителем. Ответили. Поинтересовались почтовым адресом и приказали ждать письмо. Оно, письмо, пришло. Оказалось, что прежде, чем получить триста пятьдесят тысяч гривен, я должен заказать по присланному талону на двести с чем-то гривен косметики. А потом получу ответ, что делать дальше. Причем, – внимание! – если быстро совершу данную операцию, то смогу к выигрышу добавить еще восемьдесят тысяч гривен. Представляете?
Не отослал. Не купил. И тогда в почтовом ящике через пару дней появилось следующее письмо. Мне предлагалось указать место, куда мне доставят причитающуюся победителю сумму в размере трехсот пятидесяти тысяч гривен. Но при этом надо обязательно купить обозначенные на талоне полотенца на каких-нибудь триста гривен.
Не пожелал тратить три сотни. Полотенца нужны, но предпочитаю выбирать сам в магазине. Полагал, что мое молчание даст понять фирмачам, что наши отношения прерваны. Увы, но был наивен. Третье письмо потребовало от меня указать точные паспортные данные и образец личной подписи. Был приложен суровый рассказ о том, как одна из победителей решила смухлевать, и воспользовалась подписью своей мамы. Награда ей не была вручена.
Снова на ответил. Что называется, затаился. Ожидал, какие действия произойдут дальше. На выходные раздался телефонный звонок. Энергичный женский голос спросил, так я собираюсь участвовать в розыгрыше приза размером в триста пятьдесят тысяч гривен или нет?
Тут меня прорвало. «Так я же выиграл приз…», – не без ехидства ответил. И продолжил: «Вы обещали его доставить по моему адресу почтой, потом потребовали почему-то паспортные данные и образец подписи. Ключи от квартиры, где деньги лежат, вам не нужны?». Мне ответили, что это была информационная переписка. Не более.
То есть, вступив в нее, – эту самую переписку, –наивный гражданин прикупил товаров, как минимум на тысячу гривен, ожидая фантастического приза в триста пятьдесят тысяч гривен, которые, оказывается, будут разыграны в лотерее?!?
Ну, хорошо. Во мне продолжает жить чисто газетная привычка, проверять любую авантюру. То, что это авантюра, я ни на минуту не сомневался, ибо ни по телефону, ни в письмах никто из этой фирмы даже не потребовал от меня купона, подтверждающего выигрыш.
А теперь главное: понимаю, что большинство из нас живут тяжело. И легко поддаются на всякие розыгрыши. Но не стоит терять последние деньги, отсылая их мошенникам. Лучше оставьте себе. Кстати, все письма у меня сохранились….